Когнитивный диссонанс

Иллюстрация: репродукция картины Валентина Губарева "Ленин в октябре".

 

Теория диссонанса когнитивного

ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО — социально-психологическая теория, одна из концепций западной психологии социальной, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов — верований, мнений, ценностей, намерений и пр.

Ее исходное положение: диссонанс — это негативное побудительное состояние, возникающее, когда субъект одновременно располагает логически или психологически противоречивыми знаниями, мнениями или понятиями о некоем объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от коего субъект стремится избавиться путем изменения одного из элементов диссонансных знаний либо путем введения нового элемента...

Теория когнитивного диссонанса (Кондаков, 2007)

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА (от греч. theoria — исследование, англ. cognition — знание и dissonance — несоответствие). Когнитивная теория, разработанная Л. Фестингером (FestingerL. A Theory of Cognitive Dissonance. Row & Peterson, 1957) для объяснения особенности мотивационных процессов. В ней логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете, существующим у индивида, приписывается статус мотивации (в виде негативного побудительного состояния), призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта — за счет изменения исходных знаний или социальных установок. В основе такого подхода лежат допущения, что существует комплекс знаний об объектах и людях (названный когнитивной системой), который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности...