Дхарма

Дхарма (Анго, 2007)

Произведение, известное на французском языке под названием «Законы Ману», является трактатом о дхарме — кардинальном понятии, которое лучше объяснить, чем перевести. Сложность заключается еще и в том, что на протяжении многих веков древность этого термина способствовала его различному толкованию и пониманию. Те, кто попытается его перевести, напишут с большой или маленькой буквы — «закон», «религия», «порядок», «долг». Перед этим явлением Древняя Индия (то есть брахманы!) не переставала преклоняться.

Дхарма—это в основном универсальный естественный порядок, то есть совокупность норм, присущих божественным, человеческим и др. явлениям...

Дхарма эдиктов Ашоки

Под дхармой обычно понимались правила поведения человека и праведный образ его жизни, хотя этот термин в более узком смысле мог означать в буддийском учении саму доктрину.

В этих двух значениях термин «дхарма» и упоминается в эдиктах Ашоки. В большинстве надписей дхармой называется свод моральных принципов, а в собственно буддийских эдиктах — учение Будды. Эти моральные правила включали послушание родителям, уважение к старшим, щедрость, неубиение живых существ и т. д., т. е. они касались норм поведения человека, не являясь специфическими ни для буддизма, ни для брахманизма, ни для какого-либо другого религиозного течения...

Дхарма (СИЭ, 1964)

ДХАРМА (санскр.) - слово, употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий: закон, религия, долг, справедливость, душа, естество, характер, обычай и т. д. Из всех этих понятий основным является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны и касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает высвобождение души человека из-под действия кармы и вечное счастье в загробной жизни.

Дхарма (НФЭ, 2010)

ДХАРМА (санскр. dharma, пали dhamma) — одно из важнейших понятий всей индийской мысли, однозначно непереводимое на европейские языки в виду своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающее «порядок», «парадигму», «норму» существования и развития как космоса, так и общества; регулятивный духовный, социальный и нравственный «закон». Объем понятия «дхарма» включает, т. о., значения и «религии», и «права», и «морали». В системе целей человеческого существования (пурушартха) следование дхарме — одна из четырех основных задач-ориентиров, три остальные «координируются» в перспективе дхармы. Среди понятий, наиболее близких дхарме, можно выделить «истину» (сатья), «заслугу» (пунья), «благо» (шреяс); ее антоним — адхарма. Истоки понятия дхармы восходят еще к «Ригведе» (ср. дхарман), а именно к понятию «рита» (букв. — приведенное в движение), означающему порядок и регуляцию мироздания, «опекаемые», в свою очередь, божествами Митрой И Варуной...

Дхарма (Кузнецов, 2007)

ДХАРМА (санскр.), дхамма (пали) — важный термин индийской культуры, получивший в ней чрезвычайно много значений. Санскритская форма производна от арийского корня dhar, являющегося основой глаголов со значениями «утверждать», «поддерживать», «защищать». Можно выделить пять групп основных значений термина «Д.»: а) доктрина, какое-либо систематизированное учение, руководящие жизненные принципы; у буддистов — учение Будды; б) правило, правильное поведение, справедливость, закон, праведность; в) условие, причина или прошлое, выступающее причиной; причина и следствие как идентичные; г) феноменальное бытие; Д. как следствие (в этом значении она употребляется в Дхаммападе). Отождествление Д. с феноменальным бытием придает последнему качества законосообразности; д) высшая реальность — точечные моменты бьггия, вспышки психофизической «энергии» в онтологии буддистов. Уже в раннем буддизме создаются несколько классификаций Д., которые зафиксированы в первой главе известного в буд дийском мире трактата Васу-бандху (V в.) «Абхидхармакоша»...