Эон

Эон (НФЭ, 2010)

ЭОН (греч. αἰών) – первоначально век, жизненный век. У Платона зон означает вечность в противоположность времени (χρόνος – см. «Тимей» 37d). В дальнейшем происходит персонификация этой категории: в эпоху эллинизма Эон воспринимается как божество (культ младенца Эона в Александрии, Эон-Зрван в митраизме и др.). В Септуагинте словом «эон» переводится еврейское олам (мир во времени). В XI трактате Герметического корпуса Эон назван второй сущностью после Бога: «Бог творит Эона, Эон творит космос, космос творит время, время творит становление». Новозаветное 1-е послание к Тимофею именует Бога Царем эонов. Концепция эонов как духовных сущностей, выступающих посредниками между Богом и миром, разрабатывается в ряде гностических систем: у Валентина 15 пар иерархически расположенных эонов, произошедших в результате эманации Верховного Божества, образуют Плерому – духовный универсум; в системе Василида 365 эонов-небес выступают в роли мироправителей.

Эон (Грицанов, 1998)

ЭОН (греч. aion - век) - понятие древнегреческой и современной философии. В античности обозначало "век", "путь жизни", время в ипостаси течения жизни человека и живых существ. В традициях раннего христианства "Э." приобретает новое значение - "мир", но мир в его временном историческом развертывании - в соответствии с парадигмой, постулирующей вынесение смысла истории за пределы наличного исторического времени. В дальнейшем понятие Э. употреблялось в схожих контекстах рядом мыслителей 20 в. (например, Андреевым). У Борхеса же в описании "Вавилонской лотереи" ("...

Эон (Кузнецов, 2007)

ЭОН (греч. αἰών  век, вечность) — одно из важных понятий позднего эллинизма и христианского богословия. Э. одновременно обозначает время и мир, определенное историко-временное состояние как некую целостную завершенную структуру. Встречается уже у досократиков, однако не имеет там терминологического значения, обозначая преимущественно жизненный век. У Платона Э. означает вечность, которая противопоставляется текучему времени — хроносу - как некая тождественность, неизменность, отсутствие прошлого и будущего. Неоплатоники (Плотин, Прокл) определяют Э. как «всецелую и совокупную сущность бытия». В иудео-христианской апокалиптической традиции термин «Э.» приобретает метаисторический и эсхатологический смысл, сливаясь с ветхозаветным понятием «олам» и обозначая некий исторический цикл, охватывающий период от сотворения мира и до конца дней. Выделяется учение о двух Э. — двух мирах, Царствах, противостоящих и сменяющих друг друга — этом веке и веке грядущем. Широкое распространение термин получает также в гностической космологии, где означает многочисленные персонифицированные сущности или миры космической иерархии, являющиеся результатом эманаций, связывающие и разделяющие Бога и материальный мир.