Чжун шу

Чжун шу

ЧЖУН ШУ (кит. — преданность и взаимность/великодушие) — категории этики конфуцианства, подразумевающие осуществление золотого правила нравственности, Объединяются в бином чжун шу в высказывании ученика Конфуция — Цзэн-цзы, где чжун шу предстает условием «пути (дао) мудреца» («Лунь юй», IV, 15). Понятие «взаимность/великодушие» («отзывчивость» — шу) устами Конфуция объявляется всеобъемлющей характеристикой должного поведения человека и раскрывается в отрицательной формулировке «золотого правила»: «Чего не желаешь себе, того не навязывай другим» («Лунь юй», XV, 23).

Чжун шу (Кузнецов, 2007)

ЧЖУН ШУ (преданность и взаимность/ великодушие) — категории этики конфуцианства, содержательно аналогичные золотому правилу морали. Объединяются в бином в высказывании ученика Конфуция Цзэн-цзы, представленном в памятнике «Лунь юй» («Суждения и беседы», V в. до н.э.). Ч.ш. определяются как условие «пути (дао) мудреца» («Лунь юй», IV 15). Там же понятие «взаимность/великодушие», «отзывчивость» (шу) Конфуцием объявляется всеобъемлющей характеристикой должного поведения человека и раскрывается в отрицательной формулировке «золотого правила»: «Чего не желаешь себе, того не навязывай другим» (XV 23). Впоследствии преданность часто понималась как принцип отношения нижестоящего к вышестоящему. Согласно комментарию к «Лунь юй» (IV 15) главного создателя ортодоксального неоконфуцианства Чжу Си (1130—1200), преданность есть «исчерпание себя»: максимальная самореализация в отношении к долгу, тогда как «взаимность/великодушие» — «распространение себя» на другого человека.