Знак

Знак (Матвеева, 2010)

ЗНАК — в языке: носитель языковой информации, язык представляет собой знаковую систему. Знак — это двустороннее образование: он имеет материальную форму (план выражения, означающее) и закреплённый за этой формой нематериальный смысл (план содержания, означаемое). Основные языковые знаки — это слово, словосочетание, предложение. Минимальный строевой знак языка — морфема.

• Знаковый (знаковая природа языка, знаковый характер языковой единицы).

Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону, 2010., с. 116.

Знак (Головин, 1998)

ЗНАК — предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Выделяются несколько видов знаков. Согласно швейцарскому лингвисту Ф. де Соссюру, знак есть имеющее структуру целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между коими фиксируется обществом и не зависит от «вещества» и формы знака и предмета. Наука о знаках — семиотика — возникла во второй половине Х1Х-начале XX в. Она связана с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и пр.

Знаковая индикация

ЗНАКОВАЯ ИНДИКАЦИЯ (от лат. indicator— указатель). Способ кодирования информации, отражающий признаки управляемого объекта и служащий целям дальнейшего его визуального распознавания человеком-оператором. В качестве элементов знаковой индикации используются цифры, буквы, простые геометрические фигуры и другие условные знаки.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 206.

Знаковое опосредствование

ЗНАКОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ — основной теоретический конструкт культурно-исторической теории Л. С. Выготского, выражающий собой способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В теории Л. С. Выготского все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак, как психологический инструмент, выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Знак (Кондаков, 2007)

ЗНАК - элемент символического моделирования явлений объективного мира, основанный на подстановке одного предмет а или явления вместо другого, которая служит цели облегчения моделирования тех или иных отношений исходного предмета. Знак вырабатывается в совместной деятельности, в силу этого имеет конвенциональный характер. Существует в абстрактной, независимой от материального носителя форме.

Знак (Рапацевич, 2006)

ЗНАК - материальное явление (предмет, событие), выступающее в качестве смыслового представителя др. предмета, явления, отношения, процесса. В науке смысловое значение знака принимает форму понятия. Наука о знаках - семиотика. Наука о знаках, возникшая во второй половине XIX - начале XX века, связанная с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и др.

Знак (НФЭ, 2010)

ЗНАК — материальный объект, чувственно воспринимаемый субъектом и используемый для обозначения, представления, замещения другого объекта, называемого значением данного знака. В качестве знака могут выступать объекты самого различного типа: предметы, явления, свойства, отношения, действия и т. п. Знак используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Знаки являются объектом изучения в различных дисциплинах: логике и лингвистике, философии и психологии, биологии и антропологии, эстетике и социологии и т.

Знак (Грицанов, 1998)

ЗНАК - традиционно - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. - интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации.

Знак (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЗНАК — чувственно воспринимаемый предмет, замещающий, представляющий другой предмет, свойство, отношение и используемый для приобретения, хранения, передачи информации. Изучение 3. как универсального, специфически человеческого инструмента освоения мира началось уже в древности. К проблеме 3. обращались Платон, Аристотель, философы-стоики. В Средние века над проблемами 3. и знаковых отношений размышлял Августин Блаженный. В XVII—XVIII вв. знаковая сторона человеческого познания исследовалась Гоббсом, Локком, Лейбницем, Кондильяком. Позже изучение 3.

Знак (Фролов, 1991)

ЗНАК — материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или представителя др. предмета, события, действия, субъективного образования. Анализ понятия знак занимает важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и т. д. Большое внимание рассмотрению гносеологических функций знака уделяли античные философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители 17— 18 веков (Локк, Лейбниц, Кондильяк). В 19 веке новые моменты в исследование знака внесли лингвистика и математическая логика. В 20 веке сложилась особая наука о знаках — семиотика (Пирс, Соссюр. Ч. Моррис, представители современного структурализма). Для понимания природы знака первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (так называемых знаковых), в которых происходит использование знаков...

Страницы