Цзюнь цзы

Цзюнь цзы

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ (кит. – благородный муж, совершенный муж; исходное значение – «дитя правителя») – понятие китайской философии, норматив конфуцианской личности, впервые представленный в «Лунь юе», носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Синонимы – «великий человек» (да жэнь), «гуманный человек» (жэнь жэнь, см. Жэнь). Противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации («орудийности» – ци), преодолеть духовно-нравственную ограниченность.

Цзюнь цзы (Кузнецов, 2007)

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ (букв.: дитя правителя, благородный муж, совершенный муж) — термин конфуцианства, используемый для обозначения нормативной личности. В памятнике «Лунь юй» («Беседы и суждения», V в. до н.э.), излагающем высказывания Конфуция, Ц.ц. предстает как носитель вэнь (письменности/культуры), ли (этико-ритуальной благопристойности), а также и (долга/справедливости). Антиподом Ц.ц. является утилитарно ориентированный «маленький человек», или «ничтожный человек» (сяо жэнь), который может быть исключительно объектом администрирования со стороны «благородного мужа»: «Благородный муж помышляет лишь о долге/справедливости, маленький человек помышляет лишь о выгоде» (IV, 16). Дэ (благая сила) Ц.ц. подобна ветру, а дэ «маленького человека» — траве: «трава клонится туда, куда дует ветер»...