Цзы жань

Цзы жань

ЦЗЫ ЖАНЬ (кит., буквально – естественность, а также спонтанность, естество, само собой, самость, исходить из самого себя) – понятие классической китайской философии, имевшее особенно важное значение в даосизме. В «Дао дэ цзине» значительное место уделено идее несотворенности сущего. Там же цзы жань выступает атрибутом дао – оно «следует самому себе», или «исходит из самого себя» (25, 51). В «Чжуан-цзы» понятие цзы жань подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания в воспроизводстве сущего как процессе «порождения, не [преследующего каких-либо] интересов» (V). Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) использовал словосочетание цзы жань в даосском толковании для обозначения причины появления ли – «принципов» как неких правил структурирования вещного мира (гл. 6). В «Хуайнань-цзы» цзы жань выражает даосский идеал управления и социального поведения: «дела Поднебесной» не подлежат произвольному упорядочению и могут быть улажены лишь при условии «следования их естественности»...

Цзы жань (Кузнецов, 2007)

ЦЗЫ ЖАНЬ (естественность, спонтанность, естество) — понятие классической китайской, прежде всего даосской, философии. В «Дао дэ цзине» (ок. III в. до н.э.) означает несотворенность сущего, которое «постоянно исходит из самого себя без приказа». Там же Ц.ж. выступает атрибутом дао — оно «следует самому себе». В «Чжуан-цзы» (IV— III вв. до н.э.) понятие Ц.ж. подчеркивает отсутствие произвольности и целеполагания в воспроизводстве сущего как процессе «порождения, не [преследующего каких-либо] интересов». В «Хуайнань-цзы» (II в.