Храм

Реконструкция эллинистического алтаря Зевса в Пергаме.

 

Храмы в Вавилонии

Средоточиями вавилонской религии и вообще культуры были храмы, которые в культурном отношении можно сравнить со средневековыми монастырями, так как от них не только исходило руководящее направление в области религии и культа, но и в литературе, положительных знаниях и праве они были двигателями. Храмы (bit-ill — «дом бога») в своей главной части представляли большею частью «зиккураты», многоэтажные (до семи) башни на четырехугольном основании. Лестница, иногда с земли до самого верха на одной стороне, иногда же в обход всех четырех сторон, постепенно, с уступа на уступ, вела в верхнее помещение — святилище, где находился идол божества и производились как обряды, так, может быть, и астрономические наблюдения. Эти зиккураты — сумерийского происхождения и идут из мировой горы Энлиля ниппурского...

Храм индуистский

ХРАМ ИНДУИСТСКИЙ. Beдийские арии храмов не строили. Местом совершения ритуалов в этот период служили жертвенный столб (юпа) и специально подготовленная площадка, на которой находились алтари и воздвигался навес. Алтари строились из кирпича и имели разнообразные формы — полукруглую, круглую, квадратную, птицеподобную и др. Центральный алтарь, веди, где осуществлялась жертва, напоминал трапецию с вогнутыми боковыми сторонами. Все части этого сакрального пространства были насыщены космической символикой. Квадрат был символом мира, опоры, порядка. Круг был связан с представлением о земле, движении, развитии. Полукруг символизировал воздушное пространство, искаженная трапеция — женское начало...

Храм [у этрусков]

В ряду масштабных работ царя Тарквиния не последнее место занимало строительство храма Юпитера на Капитолийском холме. Храм по своим внушительным размерам и убранству был крупнейшим в Центральной Италии в свою эпоху. Он был возрожден во всем своем величии благодаря современным раскопкам, проводимым вследствие реконструкции капитолийских музеев. Любопытно, что долгое время наиболее «этрусской» чертой являлась та, которую в настоящее время мы, скорее, назовем «римской»: этот храм, посвященный триаде Юпитера, Юноны и Минервы, характеризуется наличием трехнефной целлы, расположенной позади пронаоса, фронтальной колоннады. Витрувий, архитектор августовской эпохи, описал эту тройную целлу как типичную для тосканского храма...

Храмы, обряды и праздники [у хеттов]

Культовые центры хеттов — от скального святилища под открытым небом в Язылыкая до высившихся близ Богазкёя храмовых построек из циклопических каменных глыб — отличались чрезвычайным многообразием. В некоторых городах, как уже говорилось, храм был одновременно и местным административно-хозяйственным центром, и при нем состоял огромный штат жрецов и гражданских чиновников.

С другой стороны, в текстах упоминаются такие области, в которых сразу несколько храмов, — очевидно, имевших весьма скромные размеры, — находились под опекой одного-единственного жреца...

Храмы и монастыри [в Китае]

Самые древние китайские культовые здания, от которых у нас сохранилось нечто большее, чем одни археологические следы, относятся к династии Тан. Редкость архитектурных свидетельств, относящихся к древнему периоду, отчасти объясняется преимущественным использованием дерева для китайских построек, а отчасти тем фактом, что на протяжении долгого периода ремонту предпочитали систематическую перестройку.

Общественные и частные храмы, часовни, монастыри, гроты, алтари, одним словом, места культа и молитв, несмотря на большое типологическое разнообразие, имеют некоторое число общих черт...

Храмы [в Древней Греции]

ХРАМЫ. На территории святилищ (священных мест) могли располагаться как небольшие постройки для отправления культа, так и огромные комплексы зданий (храмы, театры и т. д.), однако наиболее распространенной формой культовой постройки был храм. Храм в первую очередь рассматривался как обиталище бога и как место расположения культовой статуи — агальмы (agalma) и лишь затем (гораздо реже) — как место собраний почитателей божества для отправления его культа.