Трансцендентное

Трансцендентальная дедукция категорий

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДЕДУКЦИЯ КАТЕГОРИЙ (нем. Transzendentale Deduk- tion der Kategorien) — ключевой раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Главная задача дедукции — обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого рассудка) к предметам и показать их возможность в качестве принципов априорного синтетического познания. Необходимость трансцендентальной дедукции категорий была осознана Кантом за 10 лет до выхода «Критики», в 1771 г. Центральный аргумент трансцендентальной дедукции категорий впервые был сформулирован в рукописных набросках 1775 г.

Трансцендентное

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ, трансцендирование, трансценденция (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — один из основополагающих терминов философии и теологии; латинский термин восходит к Августину, однако, благодаря более поздним переводам на латынь (М. Фичино, Б. Кордиер и др.) ряда древнегреческих терминов Платона, Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита как трансцендентного, история понятия уходит в античную философию.

Трансцендентный

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (от лат. transcendere — выходить за пределы) — выходящий за пределы любого возможного человеческого опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это не столько предмет знания, сколько веры. Понятие, широко используемое Кантом, но сложившееся еще в средневековой схоластике.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 384.

Трансцендентное и трансцендентальное

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы) - термины схоластической философии, фиксирующие специфику трактовки теизмом бытия Бога как непостижимого при помощи человеческих способностей и имманентно человеческого (см. о трансценденталиях: Бог, Теизм) и получившие впоследствии широкое употребление в классической и неклассической философии благодаря Канту.

Трансцендентный

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (TRANSCENDANT). В классическом смысле слова — внешний и высший по отношению к миру. В этом смысле трансцендентным является Бог, и, пожалуй, только он. У Канта — внешний по отношению к опыту и недоступный опыту. У Гуссерля и феноменологов — внешний по отношению к сознанию, которое стремится к этому внешнему и «взрывается». Именно в этом смысле Сартр говорит о трансцендентности эго: «Я» не является частью сознания, это всего лишь один из объектов сознания; оно существует не в сознании, но ради сознания; не «внутри», а «вне, в мире».

Трансцендентный

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (лат. transcendere — переступать) — термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии Канта, который считал, что познание человека не способно проникнуть в трансцендентный мир, мир «вещей в себе». Вместе с тем, по Канту, поведение человека диктуется трансцендентный нормами (свободной волей, бессмертной душой, богом).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 466.

Трансцендентное

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (нем. transzendent от лат. transcendens — выходящий за пределы) — в кантовской философии характеристика основоположений, которые устраняют границы опыта и «даже повелевают переступить их» (Кант И. Критика чистого разума, В 353). Т. употребление понятий противоположно имманентному, остающемуся в рамках возможного опыта, и трансцендентальному, просто упускающему из виду границы между предметами возможного опыта и вещами вообще.