Буддийские школы

Буддизм и его секты [в Японии]

БУДДИЗМ И ЕГО СЕКТЫ. В конце XII—в XIII в. появились новые секты буддийской религии: «дзэн», «дзедо» и «нитирэн». Наибольшее распространение имела возобновившая свою деятельность секта «дзэн» (букв, «созерцание, размышление»), ранее занесенная из Китая. В отличие от других сект ее приверженцы признавали созерцание как волевой акт самоуглубления, как единственный и в то же время доступный каждому путь постижения истины через интуитивное восприятие с помощью внутреннего созерцания. Они призывали к простоте и аскетизму, выступали против всякого книжного знания и просвещения, как источника свободомыслия. Буддисты секты «дзэн» проповедовали, что война представляет собой единственный смысл жизни каждого благородного мужа. Именно поэтому ее вероучение привлекало малокультурную и воинственную военно-служилую часть самурайства, оно было близким этико-моральному кодексу «бусидо». По этой же причине дзэнский буддизм фактически превратился в официальную идеологию правящего феодального дома. Такому превращению способствовало и то, что составной его частью являлись конфуцианские идеи беспрекословного подчинения старшему и божественной предопределенности рождения каждого человека — идеи, утверждавшие вечность существовавших в Японии социальных порядков...

Буддийские школы

БУДДИЙСКИЕ ШКОЛЫ. Буддизм, как все религиозно-философские системы, не однороден. Сразу после махапаринирваны Будды среди его последователей обнаруживаются неустранимые расхождения в понимании правил монашеской жизни, что стало первым толчком для их раскола и образования различных групп — никай, получивших у западных исследователей название сект и школ буддизма. По мере распространения буддизма на территории Индии и за ее пределами их число множилось, а несходства в их доктринах, обрядности, формах организации жизни и т.п. углублялись.