Лейпцигская школа

Лейпцигская школа

Школа Лейпцигская — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х годов до середины 30-х годов XX века. Основные представители — Ф. Крюге (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда называется «второй Школой Лейпцигской» (после Вундтовской).

Как и гештальт-психологи, представители Школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но не считали гештальты единственными единицами сознания (мира феноменального); на более ранних ступенях развития такими единицами являются «комплекс-качества» — диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, которые дифференцируются в ходе развития. В то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов...

Лейпцигская школа (Кондаков, 2007)

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА - психологическое направление, возникшее в Германии в конце 1910-х годов и просуществовавшее до середины 1930-х годов. К этому направлению принадлежали: Ф. Крюгер, X. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятие «гештальт», по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии, но имеющее большую смысловую наполненность, и понятие «комплекс-качество», родственное понятию «гештальт-качество» в гештальтпсихологии. Комплекс-качество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью...

Школа Лейпцигская (Головин, 1998)

ШКОЛА ЛЕЙПЦИГСКАЯ — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х годов до середины 30-х годов XX века. Основные представители — Ф. Крюгер (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм, А. Веллек и пр. Иногда называется «второй школой Лейпцигской» (после Вундтовской). Основной направления выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Как и гештальт-психологи, представители школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания (мира феноменального), — к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность; на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества» (понятие, родственное понятию гештальт-качества в гештальт-психологии) — диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, кои дифференцируются в ходе развития. Комплекс-качество служит основой для формирования гештальтов...