Анимализм

Натуральный макет

НАТУРАЛЬНЫЙ МАКЕТ, основная изобразительная форма второй ступени генезиса анимализма, следующей за натуральным творчеством. Атрибут зверя, голову с куском шкуры, натуральный макет объединял с подсобным объемом («постаментом»). Становление этой формы (рубеж эпохи мустье и верхнего палеолита) зафиксирован в пещерах Базуа, Пеш-Мерль (вероятная дата — шательперрон) и Монтеспан, где натуральный макет служил мишенью при исполнении юношеских инициации.

Натуральное творчество

НАТУРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, простейшая эмбриональная форма первобытного анимализма, материализующая образные доминанты с помощью их же естественных символов. Тема определенного зверя фиксировалась путем экспонирования и накопления в особых комплексах наиболее очевидных атрибутов (частей) добытой туши, чаще всего головы, иногда конечностей. Самые ранние акты такой элементарнейшей изобразительной деятельности, вероятно, можно отнести к позднему ашелю (стоянки Торральба и Амброна в Испании, Лазаре во Франции, Азых и Кударо на Кавказе) — именно к той развилке антропогенеза, когда 200 000–250 000 лет назад от основного ствола жизнеобеспечивающего труда ответвился росток «неутилитарной» активности...

Зооморфизм (Новиков, 1987)

ЗООМОРФИЗМ, зоолатрия, анимализм (от греч. zoon - животное, morfe — форма, latreia — служение, от лат. animal - животное) - термины, характеризующие религиозно-мистические представления, верования и обряды, посвященные животным или связанные с культом животных. Истоки зооморфизма восходят к глубокой древности и глубоко коренились в психологии первобытного охотника, считавшего многих животных своими кровными родственниками. Чаще всего это именно те животные, которые являлись объектами жизненно важного охотничьего промысла.