Синергизм

СИНЕРГИЗМ, СИНЕРГИЯ [гр. synergeia сотрудничество, содружество] — вариант реакции организма на комбинированное воздействие двух или более факторов (обычно химических), совместное биологическое действие которых значительно превышает эффект каждого компонента и их суммы.

Экология человека. Словарь-справочник. Под общей редакцией академика РАМН Н.А. Агаджаняна. Авторы-составители: Н. А. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин, П. С. Турзин, А. Е. Северин, Л. И. Дубовой, Н. В. Ермакова. М.: "КРУК", 1997. - 208 с.

Синергизм (Маслин, 2014)

СИНЕРГИЗМ (от греч. synergeia - содействие, соучастие) - восходящее к апологетам и отцам церкви учение о наличии свободы во «внутреннем человеке» на его спасительном пути к Богу под действием благодати Святого Духа. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32) - евангелистская основа синергизма. На Руси это учение, начиная с митрополита Илариона, получило распространение прежде всего как ключевой фактор внутреннего духовного просвещения, который обуславливал онтологическое обожение человека - согласно Богочеловеческой природе Христа.

Синергизм (Кузнецов, 2007)

СИНЕРГИЗМ (греч. … - содействие, соучастие) — святоотеческий и философско-богословский принцип антиномической взаимосвязи свободы человеческой воли с действиями Св. Духа, или Благодати. Наиболее полное выражение получил в творчестве св. Григория Нисского. В начале V в. н.э. английский монах Пелагий придал С. однозначно еретическую трактовку, которая заключалась в абсолютизации естественных, психологических сил человека на пути к Богу и обожению: без помощи Благодати. Пелагий вознамерился заслужить утраченное остальным человечеством райское состояние души уже здесь-и-сейчас: до смерти и второго пришествия Христа. Блаженный Августин начал непосредственную полемику с английским оппонентом и вынужденно рационализировал С. в сторону его прямо противоположного и не менее однозначного понимания, напрочь исключающего уже человеческую свободу. В XVI в. этот спор обострился благодаря позиции М. Лютера и Ж. Кальвина, которые актуализировали позицию бл. Августина, придав ей «реформаторский» вид. Э. Роттердамский попытался восстановить святоотеческую взаимосвязь относительно человеческой воли и Благодати, но поскольку был утрачен антиномический момент, постольку проблема свободы воли получила у нидерландского гуманиста вновь пелагианское решение, с чем его и «поздравил» М. Лютер...