Санкхья

Шесть даршан. Санкхья (ИИ, 1979)

Философия, связанная с индуизмом, делится, по традиции, на шесть даршан (школ, систем). Общей чертой, определившей их религиозную принадлежность, является признание авторитета Вед, «закона кармы» и веры в «конечное (т. е. мистическое) освобождение» как в главную цель существования человека. С точки зрения оригинальности эти системы далеко не равноценны; различны и многие их философские концепции.

Весьма сложным представляется вопрос о происхождении и характере философской системы санкхья. Дискуссия о подлинном характере этой школы продолжается уже около полутора столетий, причем высказываются самые крайние взгляды: санкхья рисуется и религиозно-мистическим учением, и материалистической доктриной...

Санкхья (Фролов)

САНКХЬЯ. 1. Одна из концепций, изложенных в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», в основе которой лежит идея высшего интуитивного знания о душе и психике человека. Служит дополнением к йоге. 2. Одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии, сложившаяся около 1 в. н. э. Санкхья признает существование во вселенной двух первоначал: материального — пракрити (материя, природа) и духовного — пуруши (сознание). Пуруша не является ни высшим богом — творцом, ни мировым духом.

Санкхья (Кузнецов)

САНКХЬЯ (санскр. — число, счет, размышление, букв.: исчисление основных принципов бытия) — индуистская философская школа (астика) индийской философии, одна из шести даршан. Традиционно основателем С. считается древний мудрец Капила (VI в.), хотя его сутры до нас не дошли. В отличие от других даршан первые изложения ряда важнейших положений С. (так называемая протосанкхья) более древнего происхождения, ибо содержатся уже не только в смрити, но даже в шрути: упанишадах, эпосе, особенно в Бхагавадгите, «Мокшадхарме», «Анугите», «Законах Ману», а также в источниках буддизма и джайнизма. Своего наиболее полного развития С. достигает в классический период (III—XI вв.) в трактате Ишваракришны «Санкхья-карика» и комментариях к ней Гаудапады «Санкхья-карика-бхашья», Вачаспати Мишры «Санкхья-таттва-каумуди», Нараяна Тиртхи «Санкхья-чандрика» и др. Поздняя С. (XIV—XVI вв.) представлена в работах Анирудхи, Виджнянабхикшу и др., в которых она сближается с ведантой и фактически растворяется в ней. С. является теоретическим фундаментом философии йога...