Вера

Вера в справедливый мир

ВЕРА В СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР - феномен социальных установок, описанный М. Лернером (Lenier М. Social psychology of justice and interpersonal attraction // Foundation of Interpersonal Attraction.N. Y., 1974). Выражается в том, что большинство людей безотчетно считают окружающий мир как имеющий в себе внутреннее свойство справедливости. В соответствии с этими установками добро и зло должны быть вознаграждены.

Вера

ВЕРА — принятие какого-либо знания, касающегося того или иного аспекта существования человека в мире, без эмпирической или рациональной проверки его достоверности. Вера, будучи интегрирующим образованием, выполняет роль объяснительного принципа прежде всего в тех случаях, когда рациональное, в частности научное, знание воспринимается индивидом как слишком оторванное от жизни, аналитическое (расчленяющее) и узкое. Содержанием веры являются прежде всего законы мироздания (причинность, справедливость, смысл и пр.).

Вера (Маслин, 2014)

ВЕРА - понятие, широко использующееся в философии и богословии на всем протяжении их исторического развития, причем в русской богословской и религиозно-философской мысли оно одно из центральных. Исторически сформировалось большое число различных истолкований веры, определяемых, с одной стороны, многообразием видов вер, а с другой - разнообразием мировоззренческих, общефилософских позиций, образующих основу того или иного истолкования содержания и смысла этого понятия.

Вера религиозная (Новиков, 1987)

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ — бездоказательно-слепое (не основанное на разуме, данных науки и практики) признание реального существования сверхъестественных существ, свойств, отношений и событий, совершающихся по воле сверхъестественных сил. Вера религиозная является основным признаком религиозного сознания, занимает в нем центральное место и играет определяющую роль по отношению ко всем другим его элементам. Она существует как элемент психики верующего, представляет собой сложное образование, включающее интеллектуальный, эмоциональный и волевой моменты.

Разум и вера

РАЗУМ И ВЕРА – фундаментальное соотношение двух способностей души человека, явившееся важнейшей философско-теологической проблемой на протяжении всей истории мысли. В Античности вопросы веры обсуждались в контексте познания, для обоснования исходных самоочевидных аксиом и первоначал или для характеристики сферы мнения. Право быть целым признавалось за Умом. В Средневековье с изменением онтологических начал изменились смысл и значение веры. Способы человеческого существования отныне предполагали исповедь, молитву, наставления (условия веры), которые являлись путем к обретению вечной и неизменной истины. Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры...

Вера (Головин, 1998)

ВЕРА — 1. Особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии неких сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. «Признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств.

Вера философская (НФЭ, 2010)

ВЕРА ФИЛОСОФСКАЯ — не обладающее всеобщей значимостью и не отличающееся смысловой строгостью понятие, призванное подчеркнуть специфику философского (в отличие от научного и теологического) мышления, осуществляющего и оправдывающего выбор исходных мировоззренческих установок. Философская вера связана гл. о. с интуитивным типом умственной деятельности и утверждает себя прежде всего там, где отсутствует возможность логического или эмпирического доступа к предмету (теме) интереса.

Вера (НФЭ, 2010)

ВЕРА — в некоторых религиозных системах центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая, во-первых, принятие определенных утверждений (догматов), напр., о бытии и природе Божества, о том, что есть благо и зло для человека, и т. п., и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям (оцениваемым как «искушения»); во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях, посылающему страдания и предъявляющему трудные требования для блага самого верующего; в-третьих, личную верность Богу, на «служение» которому верующий отдает себя (во всех языках, с которыми изначально связано становление теистической религии, вера и «верность», а также «верующий» и «верный» обозначаются соответственно тем же словом). Столкновение веры с рационалистической критикой приводит к одной из трех позиций, выявляющихся в различных направлениях теологии: либо догматы веры предлагаются разуму как аксиомы, сами не подлежащие ни доказательству, ни критике, но дающие отправную точку для цепи логических умозаключений...

Вера (Коджаспирова, 2001)

ВЕРА (в психологии) — особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. Вера основывается на авторитете, на интуиции, на уважении к чужому опыту и традиции. В педагогическом взаимодействии очень многое зависит от степени веры воспитанника в слова и действия педагога.

Вера (Грицанов, 1998)

ВЕРА - глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям, выступающая глубоким мотивационным фактором личной жизненной стратегии - вплоть до самоотречения: "верю" как "верую") и религиозный (при отнесении с

Страницы