Прототип

Теория прототипа

ТЕОРИЯ ПРОТОТИПА (от греч. theoria — исследование и греч. prototypon — прообраз). Концепция значений, разработанная в когнитивной психологии, в которой распознавание стимула описывается как соотнесение его с рядом прототипов, соответствующих данному классу (случаю), хранящихся в памяти. Прототипы представляют собой набор свойств, общих множеству сходных форм одного и того же класса. Считается, что обычно для описания какого- либо стимула не существует набора необходимых и достаточных его признаков.

Прототи́п (По Г.И. Беленькому, Литература, 1988)

ПРОТОТИ́П (от греч. prototýpon – прообраз) – реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. В одних случаях писатель обобщает, как бы «спрессовывает» (по выражению М. Горького*) в литературном типе черты, рассеянные в массе людей определённого социального слоя (чиновники из «Ревизора» Н. Гоголя*, крестьяне Н. Некрасова*, Василий Тёркин А. Твардовского*), в других – отправляется от П.<рототипа(ов)>** (некоторые герои «Войны и мира» Л. Толстого*, Павел Власов в романе М. Горького «Мать», Мересьев из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого*), а иногда изображает реальных людей под их истинными именами (Пугачёв у А. Пушкина*, Чапаев у Д. Фурманова*, молодогвардейцы у А. Фадеева*). С помощью художественного вымысла*** писатель, даже отталкиваясь от П.<рототипа(ов)>, создаёт не копии реально живших людей, а художественные образы***, обладающие силой обобщения и несущие в себе авторскую оценку. Г.Б...