Бин цзя

Бинцзя (РИЭ, 2015)

Бинцзя («Школа военной философии») — течение общественной мысли в Китае периода Чжаньго (453—221 до н. э.). Впервые упомянуто в «Ханьшу» (I в.), согласно которой Бинцзя зародилось в VI—V вв. до н. э. в среде военачальников. Не составляя самостоятельной философской школы, учение Бинцзя обобщало идеи конфуцианства, легизма, даосизма, натурфилосов (иньян цзя), моистов. Основа Бинцзя — взгляд на военное искусство как выражение общекосмических законов и инструмент регуляции общества.

Бин цзя (НФЭ, 2010)

БИН ЦЗЯ (школа военной философии) — древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как выражении общекосмических законов и одной из основ социальной регуляции. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в «Хань шу» (1 в.; раздел «И вэнь чжи»), где, однако, не включена в число 10 главных философских школ, а выделена как самостоятельное направление, объединявшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегия и тактики (цюань моу), расположения войск на местности (син ши), временных и психологических условий войны (инь ян), боевых приемов (цзи цзяо)...

Бин цзя (Кузнецов, 2007)

БИН ЦЗЯ («школа военной философии», «школа военных стратегов») — течение древнекитайской философии, объединявшее теоретиков военного искусства, которые трактовали военное дело как одну из важнейших сфер социальной практики и выражение законов космоса, соединяло идеи разных философских школ, прежде всего конфуцианства, легизма, даосизма и иньян цзя (см. Инь и ян), отчасти моизма. Основополагающее сочинение Б.ц. — трактат «Сунь-цзы бин фа» («Сунь-цзы о военном искусстве»), или «Сунь-цзы», приписываемый полководцу Сунь У (VI—V вв.