Теория познания

Теория познания

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, гносеологическая эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два основных направления в теории познания — материализм и идеализм.

Теория познания марксистско-ленинской философии

Отвергая все формы гносеологического идеализма, марксистско-ленинская теория познания исходит из последовательно материалистического решения основного вопроса философии, т. е. рассматривает познаваемый материальный мир, объективную реальность как существующую вне и независимо от сознания. Диалектический материализм исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т. е. агностицизм.

Будучи последовательно материалистической, марксистско-ленинская теория познания не есть, однако, простое продолжение сложившейся в домарксистской философии материалистической линии в решении проблем гносеологии...

Теория познания (Маслин, 2012)

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) - составная часть философии и русской философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость которой возрастала по мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области философского исследования теория познания сложилась примерно на рубеже XIX—XX веков, когда гносеологические проблемы начинают рассматриваться в достаточно систематическом виде. Однако рост внимания к указанным проблемам наблюдается уже в XVIII веке, толчком к чему послужило развитие университетского и богословского образования.

Теория познания (НФЭ, 2010)

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология)— раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Ни одна философская система, поскольку она претендует на нахождение предельных оснований знания и деятельности, не может обойтись без исследования этих вопросов. Однако проблематика теории познания может содержаться в философской концепции и в имплицитном виде, например, через формулирование онтологии, которая неявно определяет возможности и характер знания.

Гносеология (Кириленко, Шевцов, 2010)

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis — познание) — один из важнейших разделов философии, изучающий взаимоотношения человека и мира в процессе познания, зафиксированное в теории как «субъект-объектное отношение». Любая познавательная деятельность имеет субъект-объектную структуру. Основной круг гносеологических проблем: особенности субъекта и объекта познания; структура познавательного процесса: уровни, формы, методы; проблема истины; возможности и границы познавательной деятельности; виды познавательной деятельности, источники и цели познания и т. д.

Теория познания (Подопригора, 2013)

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, гносеология, эпистемология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии нервной высшей деятельности и других наук, Теория познания как философская дисциплина анализирует не характер индивидуальных, функционирующих в психике механизмов, позволяющих тому или иному субъекту прийти к определенному познавательному результату, а всеобщие основания, дающие право говорить об этом результате как о знании. Термин «Теория познания» ввел в философию шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.

Теория познания (Фролов)

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, или гносеология,— раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая теория познания с неизбежностью исходит из определенного понимания отношения человека к миру, характера его «вписанности» в мир.