Адживика

Адживика (ИДС.С, 1996)

АДЖИВИКА (средства к существованию, (правильный) образ жизни) — одна из традиций шраманов. Подлинных текстов не осталось; некоторые черты учения восстанавливаются из пристрастно-неприязненных описаний критиков, в основном по текстам буддийского и джайнского канонов (VI—V века до н. э.). Видный вероучитель (но не основатель) адживики — Маскарин Гошала (пали — Маккхали Госало), современник Будды. Джайнские источники рисуют его ренегатом Махавиры после шести лет ученичества. В дальнейшем адживика упоминается вскользь и с неизменным осуждением в различных текстах вплоть до XIII века...

Учение адживиков (ИИ, 1979)

Основными конкурентами буддистов в ранний период были адживики. Значительная популярность адживикизма в V—III веках до н. э. вытекала прежде всего из последовательной и радикальной критики брахманизма, провозглашенной Госалой — создателем адживикизма. Недовольство социальным порядком, отстаиваемым брахманством, поднимало престиж реформационных движений в самых широких слоях. Критика кастовой системы и брахманского толкования кармы, решительно проведенная Госалой, привлекала как низы общества, так и разбогатевших, но неродовитых торговцев и ремесленников.

Адживика (НФЭ, 2010)

АДЖИВИКА (от санскр. ajiva — образ жизни, способ существования, профессия) - в широком смысле общее обозначение тех древнеиндийских бродячих отшельников, которые зарабатывали на жизнь демонстрацией своей асоциальности; в узком — название одной из аскетических общин, основанных Маккхали Госалой (Маскарином Гошалипутрой), бывшим, по преданию, временным сподвижником джайна Махавиры. К адживикам причисляют также Пурина Кассапу и Пакудха Каччану. Наибольшее влияние община адживика достигла при царе Ашоке и его последователях в 3—2 вв. до н. э., о чем свидетельствуют знаменитые эдикты Ашоки.

Адживика (Фролов, 1991)

АДЖИВИКА — одно из неортодоксальных древнеиндийских учений, отрицающее существование души. Адживика первоначально была связана с буддизмом и, возможно, даже являлась разновидностью последнего, поскольку буддисты древности тоже категорически отрицали понятие души. Основателем адживики по традиции считается живший в 6—5 вв. до н. э. мудрец Маркалидева. Согласно средневековым ведантистским трактатам, в основе адживики лежит атомистическая идея, которая определяет др.

Адживика (Кузнецов, 2007)

АДЖИВИКА (санскр. «а-джива» — отрицание души) — направление в индийской философии, достигшее наибольшего расцвета в VI—V вв. до н.э. и оппозиционное индийским религиям. А. не приемлет основные индийские религиозно-философские принципы, прежде всего закон нравственного воздаяния и перерождения (закон кармы — сансары) и принцип освобождения (мокши, нирваны) от сансарной зависимости (см. Сансара). Наиболее известными философами этой школы являлись Аджита Кесакамбалин, Пакудха Каччаяна, Макхали Госала, Санджая Велатхипутта, Пурана Касаппа; к ним примыкают Паяси и др. А. принимала полиэлементную теорию (бхута-вада), согласно которой все движение и многообразие объективного и субъективного мира зависит от определенного соединения и разложения неизменных элементов (бхут). Так, по мнению Аджиты, их существует четыре — земля, вода, воздух, огонь. Пакудха к ним добавляет жизненную силу (джива), принципы соединения (любовь) и разъединения (страдание)...