Симулякр

Симулякр (лат. simulacrum) — подобие, видимость — одно из ключевых понятий постмодернистской французской философии, возникшее в связи с проблемой различия и тождества, соотношения копии и оригинала. Симулякр — это фантом сознания, кажимость, то что воспроизводит образ объекта вне его субстанциальных свойств. А. Гараджа пишет о концепции Бодрийяра: «Современный мир состоит из моделей и симулякров, не обладающих никакими референтами, не основанных ни на какой реальности, кроме их собственной, которая представляет собой мир самореферентных знаков. Симуляция, выдавая присутствие за отсутствие, одновременно смешивает всякое различие реального и воображаемого».

 

Симулякр (Гурьева, 2009)

СИМУЛЯКР — «копия», не имеющая оригинала. Термин Ж. Бодрияра, в философском смысле означающий изображение без оригинала, существование изображения объекта без существования самого объекта. Этот термин может использоваться в размытом смысле, означая отсутствие объекта (для определенного человека) или знания о нем. Например, телевидение для зрителя — это симулякр, для него не существует той реальности, которую он видит на телеэкране. Симулякр — одно из ключевых понятий постмодернизма.

Симулякр (Грицанов, 1998)

СИМУЛЯКР (фр. simulacres, от simulation - симуляция) - термин философии постмодернизма, в онтологической проекции фиксирующий способ осуществления событийности, который реализуется в акте семиозиса и не имеет иной формы бытия, помимо перцептивно-символической; в гносеологической своей проекции используется для обозначения внепонятийного средства фиксации трансгрессивного опыта. Генетически восходит к термину "С." ("симулакрум"), обозначавшему у Платона "копию копии". Введен в оборот постмодернизма Батаем, интерпретировался Клоссовски, Кожевым, Бодрийяром и др.

Симулякр (Кириленко, Швецов, 2010)

СИМУЛЯКР (букв, «подобие») — термин, утвердившийся в постмодернизме (Ж. Батай, Ж. Бодрийар, Ж.Делез, Ж.Деррида) для обозначения особого класса культурных объектов, к которым неприменимы традиционные характеристики означаемого и означающего.

Традиционно образы, закрепленные в знаковой форме, были предназначены для отображения, «удвоения» действительности. В ряде случаев образы использовались для подмены или сокрытия реального положения дел. Любая идеология отсылает нас к реальности уже «обработанной», закамуфлированной средствами массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации ведет к тому, что культурные объекты начинают не просто «скрывать» подлинную реальность, но скрывают ее отсутствие. Так появляются подделки под «высокую» культуру, под истинные чувства, под девственную природу. Эволюция средств массовой коммуникации идет дальше, коренным образом трансформируя наше отношение к реальности. Субъект-объектная структура нашего отношения к миру рушится...

Симулякр (Подопригора, 2013)

СИМУЛЯКР [фр. simulacres, от simulation — симуляция] — термин философии постмодернизма, в онтологической проекции фиксирующий способ осуществления событийности, который реализуется в акте семиозиса и не имеет иной формы бытия, помимо перцептивно-символической; в гносеологической своей проекции используется для обозначения внепонятийного средства фиксации трансгрессивного опыта. Генетически восходит к термину «симулакрум», обозначавшему у Платона «копию копии». Введен в оборот постмодернизма Ж. Батаем, интерпретировался П. Клоссовски, А. Кожевым, Ж.