Культурно-историческая школа

Культурно-историческая школа

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - антиэволюционное направление в буржуазной этнографии, известное также под наименованием «теории культурных кругов». В своем возникновении Культурно-историческая школа связана с антропогеографической теорией Ф. Ратцеля и с «культурно-морфологической» теорией Л. Фробениуса. Методологические принципы Культурно-исторической школы изложены наиболее видным ее представителем Ф. Гребнером в книге «Метод этнологии» (Fr. Graebner, Methode der Ethnologie, Hdlb., 1911). В основе их лежит идеалистическая концепция неокантианца Г.

Культурно-историческая школа (Кондаков, 2007)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — психологическое направление, основанное в первую очередь Л. С. Выготским. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Постулируется, что индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Процессы, связанные с культурой и общением, присваиваются (интериоризируются), при этом деятельность приобретает осознанный и произвольный характер, кроме того, происходит сворачивание внешних действий. Исторический контекст.

Культурно-историческая школа (Гурьева, 2009)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — течение в литературоведении (и искусствознании), возникшее в середине XIX века. Представители — И. Тэн, Г. Брандере, М. Менендес-и-Пелайо в Западной Европе; А.Н. Пыпин и Н.С. Тихонравов в России. Ими был разработан принцип историко-генетического изучения искусства и положено начало его научной историй. Основное положение данной теории — произведение выражает общественную психологию народа в определенный исторический момент.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 145.

Культурно-историческая школа (НФЭ, 2010)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА – исследовательское направление, признающее факторы культуры определяющими в ходе исторических изменений общества. Среди предшественников культурно-исторической школы следует упомянуть Дж. Вико с его концепцией исторических циклов в развитии всех наций (см. Цикличности теории), И. Гердера, утвердившего просветительский подход к изучению многообразия человеческих обществ, Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Шлегеля, создавших обширные философские концепции развития универсалий человеческого духа.

Культурно-историческая школа (Подопригора, 2013)

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — клерикальное направление в истории культуры и этнографии, выросшее в начале XX века из культурных кругов теории Ф. Гребнера. Известна также под названием Венской католической школы. Философской основой Культурно-исторической школы явились неокантианские идеи Г. Риккерта о значении в истории единичных, неповторяющихся фактов и отсутствии в ней закономерностей, использованные Ф. Гребнером для изучения истории культуры этнографии, и ряд библейских положений.