Идеальное

«Идеальное есть не что иное, как материальное,
пересаженное в человеческую голову
и преобразованное в ней»
К. Маркс.

Д. Россетти. Благовещение.

 

Идеальное (Головин, 1998)

ИДЕАЛЬНОЕ — особый способ бытия объекта, его представленности (активного отражения) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Эта философская категория часто определяется негативно — как противоположное материальному. С позиций материализма, «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс). Преобразование происходит в процессе материального и духовного производства, порождающего соответственно потребностям общества многообразные формы отражения действительности в мозге: чувственные и умственные образы, способы их построения и оперирования, духовные ценности и ориентации...

Идеальное (Маслин, 2014)

ИДЕАЛЬНОЕ - понятие, выражающее природу мышления и высших психических функций и ставшее предметом многочисленных дискуссий в отечественной философии советского периода. Изучение идеального началось с конца 20-х годов не в философии, а в психологии. В культурно-исторической концепции психики Выготского впервые в советское время представлен «отрыв» культурной (идеальной) формы от ее создателя; для объяснения природы мышления использовался метод «Капитала» К. Маркса. Идеи Выготского развивали А. Н. Леонтьев, Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. В 30-40-х годах в работах А. Н.

Идеальное (Кондаков, 2007)

ИДЕАЛЬНОЕ (от греч. idea — вид, образ). Философское понятие, выражающее собой субъективное отражение реального мира. Это понятие конкретизируется, как правило, негативно, определяясь как противоположное материальному. При этом оно может приобретать, например, такие атрибуты, как внепространственность, вневременпость, неделимость и т. д. Одним из основных идеальных объектов — часто наряду с Богом — считается душа. Существует несколько принципиально различных подходов к ее трактовке.

Идеальное (Рапацевич, 2006)

ИДЕАЛЬНОЕ - 1) Нечто существующее не в действительности, а в сознании; отражение предмета, явления в психике. В этом смысле идеальное противопоставляется реальному. 2) Результат процесса идеализации - абстрактный объект, который не может быть дан в опыте («точка», «абсолютно чёрное тело», «идеальный газ» и т.д.). 3) Нечто совершенное, соответствующее идеалу. С точки зрения материализма, «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс).

Идеальное (Шапарь, 2009)

ИДЕАЛЬНОЕ — особый способ бытия предмета, отраженного в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Как производное от материального идеальное становится относительно самостоятельным, активным началом жизнедеятельности. Благодаря наличию идеального человек способен не только отображать действительность, но и преобразовывать ее как в сознании, так и на практике. Преобразование может вести к неадекватной реальности, иллюзорным продуктам идеального.

Идеальное (Кириленко, Шевцов, 2010)

ИДЕАЛЬНОЕ — философская категория, соотносительная с понятием материи: И. — это нематериальное. Широта понятия И. не допускает конкретизации, которая может привести к сужению его объема. И. либо определяет возникновение и поддерживает дальнейшее существование материального (в идеалистической философской традиции), либо является продуктом и «функцией» материального первоначала (в материалистической философии), либо (в дуализме) совместно с материей порождает весь мир.

Идеальное (Фролов, 1991)

ИДЕАЛЬНОЕ — субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. «...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 21). В материалистической философии до Маркса предметы рассматривались как нечто внешнее, противостоящее субъекту в виде объекта созерцания, а не деятельности. В результате идеальное оказывалось либо совокупностью реакций организма на воздействие материальных сил, либо проявлением духовной активности субъекта, при которой связь его духовных и телесных отправлений выступала как непостижимая. Идеалисты, как правило, подчеркивали сверхчувственный характер такой активности, рассматривая идеальное как характеристику, проявление особой нематериальной субстанции: «мирового разума» и т. п. При этом они абсолютизировали ту роль, которую идеальное играет в человеческой деятельности, видя в ней исходный пункт, всеобщее начало последней (нем. классический идеализм). С точки зрения марксистской философии идеальное — формы (образы) не зависящего от человека бытия и вся совокупность их общественных значений, образующих цели и мотивы его сознательной деятельности...

Идеальный тип (Кузнецов, 2007)

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП - одно из центральных методологических понятий в теории М. Вебера, соединяющее в своей структуре аксиологические и логические аспекты познания. И.т. — теоретическая конструкция (понятие или система понятий), представляющая определенный аспект (процесс, связь и др.) социальной реальности в индивидуальном своеобразии и логической непротиворечивости. Необходимость выработки такого понятия связана с потребностью в ориентировке исследователя в многообразном эмпирическом материале, с целью избежать предвзятого построения схем или гипотез. Сам И.т.

Идеальные объекты в математике

ИДЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ В МАТЕМАТИКЕ — математические понятия, не имеющие видимой связи с объектами реального мира. Понятие И.о. в м. возникло из естественного различия межцу объектами, имеющими определенный коррелят в опыте, и объектами, у которых такой коррелят отсутствует. К этому различению приводит, в частности, введение в математику мнимых чисел и бесконечно малых величин. Лейбниц говорил о бесконечно малых величинах как о фикциях, которые ничему не соответствуют в опыте, но которые полезны в математике для ее внутренних нужд. Эти же идеи мы видим у Эйлера и Л. Карно.