Карма

КАРМА (санскр. karma — возмездие) — 1) в индийской религии и философии «закон возмездия», по которому живому существу в соответствии с суммой добрых и злых деяний предопределена судьба в его последующих перевоплощениях в другое существо; 2) влияние совершенных человеком действий на его текущее и будущее существование.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 207.

 

Карма (Ильичёв, 1983)

КАРМА (санскр. — действие, дело, жребий), одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее доктрину перерождения (см. Сансара). Восходит к добрахманистско-ведийскому периоду, но, как и концепция сансары, рано ассоциируется с религиозно-философскими исканиями брахманизма. Входит почти во все религиозно-философские системы Индии, являясь существенной частью буддизма, джайнизма, индуизма.

Карма (Новиков, 1987)

КАРМА (санскр. - деяние, возмездие) - важнейшее понятие в учении большинства религий Индии о переселении душ (перерождении, перевоплощении) - многая сила, формирующая новое рождение. В соответствии с учением о карме, совокупность деяний человека в предшествующих и данном перерождении автоматически определяет его настоящую судьбу и формы, его будущих перерождений. При этом считается, что сами деяния предопределены законом кармы.

Карма (НФЭ, 2010)

КАРМА (санскр. karman — действие, деяние, жертвоприношение, жребий) — 1) одно из центральных понятий индийской философии, религии и культуры, своего рода «естественный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (класс существования: богов, людей, животных, насекомых и т. п., социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т. д.). Доктрина кармы предполагает, во-первых, морально окрашенную оценку поступков человека (дхарма, адхарма), во-вторых, утверждение причинно-следственной связи между деяниями существ в прошлом, настоящем и будущем и, в-третьих, веру в перерождение души, которая приводит к превращению земного мира в место нравственного возмездия и к развитию идеи морального воздаяния в других мирах (см. Лока). Именно с помощью кармы индийцы объясняют иерархическое устройство космоса и неравенство в нем разных классов живых существ...

Карма (Кузнецов, 2007)

КАРМА (санскр. — дело, действие, жребий) — одно из центральных понятий религиозно-философской мысли Индии, выражающее действие, порождающее причинную силу, которая влечет за собой экзистенциальные результаты, и «включающее» закон воздаяния за деяния в настоящей жизни или в новом рождении. Это понятие появляется еще в ведийский период и сохраняет свои позиции до сих пор. Каждая из философских систем предлагает свое истолкование механизма действия кармы, но все они согласны в том, что карма может накапливаться. Накопив хорошую карму (ведя только праведный образ жизни), можно приобщиться к Абсолюту и выйти из круговорота рождений и смерти (сансары). Накапливая плохую карму, человек все больше привязывается к мирскому бытию, полному страданий, возрождается в нем снова и снова, кем он будет в следующем рождении, зависит от накопленной им кармы.