Брахманизм

БРАХМАНИЗМ — религия, возникшая в Индии в I тысячелетии до н.э., в основе которой лежит вера в перевоплощение души.

 

Брахманизм

БРАХМАНИЗМ ступень в развитии религиозного мышления древней Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму. Названа по имени жреческой варны — брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам (см. Брахманы 1). Брахманизм сложился в основных чертах в период приблизительно с VIII по II век до н. э. в двуречье между Джамной и Гангой как результат взаимодействия ведийской религии ариев с местными культами. К этому времени язык древних ведийских текстов стал малопонятным, а в филологическом отношении мертвым. Выделился особый класс людей — брахманов, специалистов в толковании текстов и ритуалов, в объяснении цели и смысла обрядовых действий...

Брахманизм (Чанышев, 1981)

БРАХМАНИЗМ. Третий слой арийского мифологического мировоззрения отражен во втором упомянутом выше слое ведийской литературы, — в Брахманах. Каждая веда имела свои Брахманы. Одна из наиболее значительных Брахман — Шатапатха («Сто путей»). В ней есть элементы предфилософии. Но в основном Брахманы — описания религиозного ритуала. Это уже время арийских раннеклассовых государств «века бронзы», торжества брахманов и начала борьбы с ними кшатриев за идеологическую гегемонию. По пока что брахманы главенствовали. Они усложнили ритуал, а тем самым монополизировали его исполнение.

Брахманизм (СИЭ, 1962)

БРАХМАНИЗМ - религия Древней Индии, возникшая в период складывания рабовладельческих отношений в первые века 1-го тысячелетия до н. э. Брахманизм развился из ведической религии, от которой унаследовал анимистические и тотемистические воззрения и многобожие. Верховные божества брахманизма: Брахма - творец Вселенной, Вишну - сохранитель и Шива - разрушитель.

В основе вероучения брахманизма лежало представление об одушевленности природы и о перерождении всех живых существ. Возрождение души в той или иной новой телесной оболочке, согласно созданному жрецами учению о воздаяний (карма), происходит в зависимости от добродетельности или греховности предшествующей жизни; в первом случае душа возрождается в теле человека более высокого общественного положения или даже небожителя, во втором - низкого общественного положения или даже в животном или растении. Определяющим для оценки добродетельности или греховности поведения человека было выполнение или нарушение им дхармы - закона образа жизни, установленного якобы самим богом Брахмой...

Брахманизм (Новиков, 1987)

БРАХМАНИЗМ — религия древних индийцев, явившаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним («брахманы», «араньяки» и «упанишады»), составленные в 8-6 веках до н. э. Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов. Членам каждой из четырех варн (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) предписывались особые правила поведения, права, гражданские и религиозные обязанности (дхарма). Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют - бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит бесконечный ряд переселений души, которая может воплощаться в самых разнообразных формах — начиная от растений и животных и кончая брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности...

Брахманизм (Подопригора, 2012)

БРАХМАНИЗМ — стадия индуизма, пришедшая на смену ведизму, этап развития религиозной мысли в Индии (приблизительно VIII—II вв. до н. э.), связанный в основном с поздневедийской литературой (араньяки, брахманы, упанишады); главное содержание Брахманизма состоит в переходе от политеизма к идее единого Бога-творца и затем — абстрактного абсолюта, основы и причины мира; современный индуизм является формой Б.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 47.