Идеология

ИДЕОЛОГИЯ — понятие, введенное в научный и философский обиход французским мыслителем и общественным деятелем конца XVIII — начала XIX в. Антуаном Дестют де Траси для обозначения науки, предметом которой являются всеобщие законы образования и изменения идей, их влияния на жизнь отдельных социальных групп, классов, сословий. По замыслу де Траси и его сторонников, И. не должна содержательно отличаться от любой другой науки, например от механики, зоологии. Однако, превосходя их по интегрирующей роли в социальном познании, она должна вытеснить философию с ее места королевы наук. Творец идей — разум и его действия должны быть предсказуемыми, как законы гравитации. Конечно, для этого необходим «Ньютон науки о мыслях», необходимы тщательные исследования «законов человеческой натуры». При выполнении этих условий люди смогут на строго научном уровне перестроить политику, экономику, этику в самих их основаниях. «Эту науку можно назвать идеологией, если исходить только из ее предмета, общей грамматикой, если обращать внимание только на ее средства, и логикой, если рассматривать только ее цель. Однако как бы ее не именовать, она обязательно охватывает эти три аспекта, ибо невозможно заниматься серьезно одним из них, не занимаясь двумя другими. Идеология мне представляется родовым термином, так как наука об идеях включает в себя и науку об их выражении, и науку о допускаемых ими дедукциях» (Destutt de Trasy A. Les elements d'ideologie. 3-me. P., 1817. P. 4).

С момента своего возникновения понятие «И.» приобрело десятки различных значений, стало употребляться для характеристики различных, порой взаимоисключающих друг друга явлений. Автор фундаментального исследования по истории И. Иглетон приводит около 40 дефиниций И., норвежский исследователь А. Нэсс насчитывает свыше 30 определений этого понятия, польский ученый Е. Вятр предлагает многоуровневую типологизацию дефиниций И...

Идеология (СЗФ.ЭС, 2009)

ИДЕОЛОГИЯ - многозначное понятие, появившееся в эпоху Французской революции. В дальнейшем оно столь многократно подвергалось изменениям и помещалось в столь различные контексты, что почти невозможно проследить его употребление во всех нюансах. Кроме того, сам термин «идеология» выступает не иначе как «идеологическое» понятие, как средство борьбы, а потому его концептуализация неизбежно связана с внетеоретическими мотивами. Построение «теории идеологии» всякий раз зависит от того, понимает ли себя данная теория как идеологическая или внеидеологическая («научная»).

Идеология (Грицанов, 1998)

ИДЕОЛОГИЯ - понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути, И. исходит из определенным образом познанной или "сконструированной" реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание. Фундируется тем, что Джемс обозначал как людская "воля к вере".

Идеология (Кириленко, Шевцов)

ИДЕОЛОГИЯ — систематизированная совокупность идей, связанных прежде всего с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив ее преобразования. И. предполагает также определение целей человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности. Термин был впервые использован в конце XVIII — начале XIX в. французским философом и экономистом Дестю де Траси. И. рассматривалась им как «наука об идеях», объясняющая происхождение идей из чувственного опыта.

Идеология (Лопухов)

ИДЕОЛОГИЯ — система правовых, политических, этических, эстетических, философских, религиозных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения определенных социальных групп к действительности, к другим группам людей, к социальным проблемам и конфликтам. Любая идеология всегда выражает коренные интересы, идеалы какого-либо сословия, класса, корпорации, организации, сообщества. Следовательно, универсальной для всего общества и объективно отражающей действительность идеологии быть не может в принципе. Отсюда провозглашение в демократическом обществе плюрализма идеологий.

Идеология (Орлов)

ИДЕОЛОГИЯ (лат. idea — идея, мысль и logos — наука, знание) — 1) система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических (художественных) и философских (научных) идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности; 2) совокупность взглядов, отражающих отношение определенной группы общества или политической организации (партии) к существующему экономическому и социально-политическому строю и к будущему страны.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 199.

Идеология (Фролов)

ИДЕОЛОГИЯ—совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они осознают свои коренные интересы, место в обществе, отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности. Господствующей в данном обществе является И.

Идеология (Конт-Спонвиль)

ИДЕОЛОГИЯ (IDEOLOGIE). Ученики Кондильяка (117), которых в самом начале XIX века вслед за Дестют де Траси, предложившим термин, называли идеологами, считали ее наукой об идеях, а отсюда — наукой всех наук. Но подобной науки не существует: мы можем изучать только мозг, в котором рождаются идеи, или ту или иную теорию, которая пользуется этими идеями или сама им служит. Очевидно, именно поэтому слово «идеология» сегодня больше не употребляется в своем первоначальном значении.

Идеология (Кузнецов)

ИДЕОЛОГИЯ — понятие, введенное в научный и философский обиход французским мыслителем и общественным деятелем конца XVIII — начала XIX в. Антуаном Дестют де Траси для обозначения науки, предметом которой являются всеобщие законы образования и изменения идей, их влияния на жизнь отдельных социальных групп, классов, сословий. По замыслу де Траси и его сторонников, И. не должна содержательно отличаться от любой другой науки, например от механики, зоологии. Однако, превосходя их по интегрирующей роли в социальном познании, она должна вытеснить философию с ее места королевы наук.