Эмпириосимволизм

Эмпириосимволизм (Маслин, 2014)

ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (от греч. ernpeiria - опыт, symboloa - знак, символ) - разновидность эмпириокритицизма, предложенная Юшкевичем. Под истинным, подлинным, бытием он понимал «системы символов, объединяющих опыт» (Материализм и критический реализм. Спб., 1908. С. 128), а сам опыт толковал как «бесконечно-пеструю массу ощущений», или элементов, составляющих действительность. Основная идея эмпириосимволизма, заключающаяся в том, что общие понятия и отношения между ними (закон, причинность, время, пространство, сущность и т.

Эмпириосимволизм (Подопригора, 2013)

ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ [от греч. … — опыт и … — условный знак, символ] — термин, который введен Юшкевичем, обозначавшим так свою философскую концепцию, представляющую разновидность эмпириокритицизма. Основная идея эмпириосимволизма, что философские понятия только символы и не отражают ничего существующего вне и независимо от сознания, была заимствована у Пуанкаре и Маха. Реальный мир, согласно эмпириосимволизму, — совокупность символов идеалистически понимаемого опыта, которые призваны систематизировать «первичные данные» коллективного человеческого сознания.

Эмпириосимволизм (Фролов, 1991)

ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (греч. empeiria — опыт и symbolon — условный знак, символ) — термин, которым философ Юшкевич обозначил свою разновидность эмпириокритицизма. Основная идея эмпириосимволизма — всеобщие понятия (истина, бытие, сущность и т. д.) суть только произвольные символы и ничего реального не отражают — была заимствована им у Маха (считавшего, например, материю всего-навсего логическим символом).