Эмпириокритицизм

Эмпириокритицизм (Маслин, 2014)

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греч. - empeiria - опыт и kritike - искусство судить) - т. е. критика опыта, очищение его от всяческих фантазий, произвольных гипотез, суеверий; философское учение, развивавшее идеи эмпиризма. Основатели эмпириокритицизма - австрийский физик Э. Мах и швейцарский психолог Р. Авенариус. В конце Х—начале XX веке эмпириокритицизм имел многочисленных сторонников в среде ученых-естествоиспытателей. В России последователями эмпириокритицизма были Базаров, Богданов, Валентинов, Д. В. Викторов, О. И. Гельфонд, Лесевич, Луначарский, С. А. Суворов, Чернов, Юшкевич и др., рассматривавшие эмпириокритицизм как подлинно научную философию, как философию современного естествознания. Опираясь на идеи эмпириокритицизма, Богданов и Юшкевич развили свои собственные учения — эмпириомонизм и эмпириосимволизм. Формально эмпириокритицизм исходит из реально существующей, независимой от нашего существования природы и из реально существующего человека как части природы...

Эмпириокритицизм (НФЭ, 2010)

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ («критическое исследование опыта») – второй этап в развитии позитивизма. Главными фигурами эмпириокритицизма были Р. Авенариус и Э. Мах; среди его приверженцев можно назвать также Р. Вилли, Г. Корнелиуса, К. Пирсона. В отличие от «первого» позитивизма главным предметом эмпириокритицизма стало само научное мышление, механизмы образования знания. Приверженцы философской программы «второго» позитивизма были уверены, что тщательный критический анализ всего познавательного процесса вплоть до его истоков должен выявить области, где мысль ученого наиболее подвержена ошибкам, поскольку здесь не соблюдено главное условие достижения позитивного знания (о котором уже говорил «первый» позитивизм) – «непрерывность опыта» (непрерывность познавательного процесса)...

Эмпириокритицизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ - философское направление конца XIX — начала XX в.; вторая историческая форма позитивизма. Основоположники Э. — швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896) и австрийский физик и философ Э.Мах (1838-1916), которые почти одновременно и независимо друг от друга пришли к сходным идеям. Принципы, близкие к Э., выдвигались также в работах К. Пирсона, В. Оствальда, Э. Леруа, П. Дюгема, А. Пуанкаре. В России по-своему интерпретировали идеи Э. В. А. Базаров, А. А. Богданов, А. В. Луначарский, П.С. Юшкевич. Термин «Э. » был введен Р.

Эмпириокритицизм (Подопригора, 2013)

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ [от греч. … — опыт и … — искусство разбирать, судить] — субъективно-идеалистическая доктрина Авенариуса. В широком смысле слова — разновидность позитивизма конца XIX в., то же, что и махизм. Исходный пункт эмпириокритицизма — «чистый» опыт, который истолковывается как последняя, «нейтральная» реальность. Таким образом, мир в эмпириокритицизме выступает в виде совокупности ощущений и к нему неприложимы философские категории.

Эмпириокритицизм (Фролов, 1991)

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ («критика Эмпириокритицизм опыта»), или махизм,— субъективно- идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом. Эмпириокритицизм выступал в качестве разновидности позитивизма («второй позитивизм»). Считая основным законом познания «экономию мышления», Эмпириокритицизм «очищает» понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т. д. как «априорных апперцепций» (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге Эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности «нейтральных элементов», или «ничьих» ощущений.

Махизм

МАХИЗМ — философское направление рубежа XIX—XX вв., представленное работами Э. Маха, Р. Авенариуса и их учеников. В узком смысле термин «М.» употребляется для обозначения философской доктрины Э. Маха, работы которого послужили наибольшему распространению М. Ядро М. составляют тесно связанные между собой концепция «экономии мышления», идеал «чисто описательной» науки и проект функциональной онтологии.