Дун-Цзин

Дун-Цзин

ДУН — ЦЗИН (кит. движение — покой) — одна из основных категориальных оппозиций по модели инь ян в китайской философии. В «Дао дэ цзине» «движением (подвижностью, действием — дун) дао» объявлена «возвратность» (фань), подразумевающая цикличность любых мировых процессов, которые ведут к их собственному «истоку»; «возвращение к корню» определяется как «покой». Согласно «Хуайнань-цзы», «человек от рождения пребывает в покое», который выступает исходным атрибутом «[индивидуальной] природы» (сии). 

Дун-Цзин

ДУН-ЦЗИН (движение—покой) - одна из стандартных категориальных оппозиций по модели инь и ян в китайской классической философии. Согласно даосскому в своей основе трактату «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.), человек от рождения пребывает в покое; последний выступает исходным атрибутом син ([индивидуальной] природы), на котором строятся все другие качества. Согласно учению представителя философского направления сюань сюэ Ван Би (226—249), акцентировавшего онтологическую первичность отсутствия /небытия, наличие/бытие возникает из пустоты (сюй, см. Сюй — ши) так же, как движение берет начало в покое. Остановка движения означает состояние покоя, который вместе с тем не противостоит движению, а потенциально его содержит...