Ятрохимия

ЯТРОХИМИЯ (от греч. ἰατρός  - врач) - иатрохимия, или лекарственная, целительная алхимия. Ее адепты рассматривали процессы, происходящие в живом организме, как химические, а болезни связывали с нарушениями химического равновесия. Химические же средства должны были восстановить нарушенное равновесие. Выдающимся иатрохимиком и практикующим целителем был Парацельс (Paracelius - псевдоним, означающий «выше Цельса», т.е. выше древнеримского энциклопедиста, знатока медицины I в. до н.э. Авла Корнелия Цельса; настоящее имя Парацельса — Филипп Ауреол Теофраст Бомбастфон Гогенгейм, von Hohen heim (1493-1541)).

Парацельс следует платоновско-пифагорейской традиции и герметизму (герметической философии). Это связано прежде всего с пониманием природы как живого целого, с невидимой «звездной душой» (астральным телом), внепространственно и магически воздействующей на другое астральное тело. «Звездная душа» — синоним понятия «мировая душа» (spiritus mundi), деятельного начала природы, близкого по значению не только к Аристотелеву эфиру и «квинтэссенции» (пятой сущности) в алхимической традиции, но и неоплатоническому образу пространства как посредника между умом (нусом) и материей. Парацельс принимает также идею параллелизма микро- и макрокосмоса. Исходя из этой идеи он считает, что человек, владеющий арканами (тайными средствами), может магически воздействовать на природу. Самопознание ведет к природознанию и помогает усмирить силы природы и подчинить их человеческой пользе. Воображение, согласно учению Парацельса, магически материализует мысль как волю души, устремленной к практическим делам.

Эти идеи определили медико-алхимические (иатрохимические) изыскания Парацельса, а также его новое представление о главной задаче врачевания — восстанавление гармонического порядка в больном организме, порядка, который нарушен вторжением в здоровый организм чуждых духов и который в здоровом состоянии обеспечивается археем — верховным жизненным духом. Отсюда и представление о профессиональном универсализме врача: он — целитель и тела, и души, и духа.

Изготовление целительных «арканумов» — основной технологический пафос химии Парацельса. Но здесь, как и во всей его теории, явлен спиритуалистический подход: планетно-зодиакальные флюиды, одухотворяющие вещественный мир «арканумов», специфических лекарственных сил веществ, соотнесен с частями тела. Но часть тела не тождественна телу в целом. Она относительно самостоятельна. В связи с этим разрабатывается идея «симпатического сродства» веществ: сходства духовного и химических признаков их. Конструируется органо-химическая система, предусматривающая воздействие на пораженные части тела химическими средствами. Из этой системы, овеществившей бесплотные категории алхимического элементаризма, естественно следуют медико- химические предписания врача-алхимика. Так, чахотку Парацельс лечит, сочетая мистическое целение с целением диетическим. В самом деле, археи и арканумы Парацельса, свидетельствуя о собственных спиритуали-стических возможностях, предстали тем не менее в вещественных обличьях, формируя опыт практикующего врача, действующего в рамках позднесредневековой мистико-физической алхимии, в том числе Я. Парацельс как иатрохимик исследует «химическую» теорию функций живого организма, разработанную в противовес Галену (II в.), лечившему растительными соками. Нематериальная квинтэссенция александрийских алхимиков и отчасти средневековых алхимиков-христиан у Парацельса вполне материальна: она извлекается им из растений или минеральных сурьмяных, мышьяковых и ртутных препаратов. Парацельс уповал и на питьевое золото (коллоидный, красного цвета, раствор золота). Но тут-то и возникает оккультный антипод земным целям: Парацельсовы духи Архея, многочисленные арканы, в шелестящей позолоте которых сначала меркнут, а потом и вовсе обесцвечиваются эмпи-рические факты, открытые Парацельсом (tartarus vini — винный камень на дне винных бочек, первое (?) описание цинка как еще одного металла, установление нетождественности квасцов как «земли» купоросу как «металлу», качественное различение ковкости веществ — и в связи с этим деление их на металлы и «полуметаллы»). Традиционные алхимические устремления у Парацельса отодвинуты на второй план. Основная цель — исцеляющийся организм. Новые идеи Парацельса противостоят традиционной средневековой алхимии.

В дальнейшем влияние идей Парацельса просматривается у натурфилософов химической, химико-технологической и медицинской ориентации (Я.Б. ван Гельмонт, О. Тахений — XVII в.), у мистического философа Я. Бёма (XVII в.), немецких романтиков (Шеллинг, Новалис — XVIII в.).

Литература:

Проскуряков В. Парацельс. М., 1935;

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;

Paracelsus. The hermetic and alchemical writings. Vol. 1. Hermetic chemistry. L., 1894.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 721-722.

Понятие: