Моделирование (Шапарь, 2009)

МОДЕЛИРОВАНИЕ — в психологии: 1) исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей, причем под моделью здесь понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала; 2) форма научения посредством наблюдения чьей-то желаемой правильной реакции.

Наличие отношения частичного подобия — гомоморфизма — позволяет использовать модель как заместитель или представитель изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы — действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания.

За сравнительно короткий срок появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Моделирование охватило и самые сложные виды интеллектуальной деятельности, такие как игра в шахматы и решение разнообразных задач.

Модели психических и психофизиологических функций — это компьютерные программы, конкретная реализация которых сильно зависит от выбранного языка программирования. Несмотря на ряд примеров успешного моделирования психических и психофизиологических процессов (психолингвистические модели понимания, распознающие системы, интегральные роботы), в целом преобладает мнение, что для создания полноценных психологических теорий использования одного этого метода явно недостаточно. С помощью формальных моделей, как правило, не удается однозначно описать имеющиеся данные. Чтобы уменьшить произвольность интерпретации этих данных, необходимо использовать результаты качественного психологического анализа.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 285.