Дополнительные занятия

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ с учащимися - одно из средств преодоления и предупреждения неуспеваемости (по ряду субъективных и объективных причин: переезд семьи, длительная болезнь ребёнка и т.п.), повышения качества знаний, глубины изучения программы, надёжности формирования учебных умений и навыков. Дополнительные занятия организуются индивидуально или для небольшой группы школьников. Есть положительный опыт организации консультаций, на которые учащиеся приходят по собственной инициативе.

В опыте московской учительницы С.Н. Лысенковой на протяжении многих лет используется приём опережающего обучения, при котором группа учащиеся, испытывающих затруднения по данному предмету, начинает изучение материала до того, как к нему приступает весь класс.

Если ученик слабо усвоил программу по одному или двум предметам, ему может быть дано задание «на осень». Таким учащимся предоставляется возможность дополнительных индивидуальных занятий в школе на протяжении одного из летних месяцев. Дополнительные занятия с учащимися проводятся с использованием активных методик. К ним успешно применяется «парная работа», при которой удаётся помочь слабо успевающему школьнику ощутить «ситуацию успеха» - поверить в свои силы. Дополнительные занятия с небольшой группой учащихся нередко сочетаются с индивидуальными и целенаправленными заданиями, помогающими устранить пробелы в знаниях учащихся, тем самым включая ребёнка в работу класса. Если родители считают необходимым дополнительно заниматься с ребёнком по школьной программе, они непременно должны поставить в известность об этом учителя, ведущего данный предмет, и следовать его рекомендациям.

Серьёзную нравственную проблему представляет собой в современной школе помощь сильных уч-ся отстающим. Такой приём не всегда даёт положительные результаты. Из-за попыток возложить ответственность за успеваемость слабого ученика на того, кто занимается с ним добросовестно, могут нарушиться межличностные отношения в классе. Однако среди сильных учащихся встречаются ребята, испытывающие интерес к работе со слабоуспевающими одноклассниками. Но и в этом случае взаимоотношения между ними, стиль поведения обучающего, содержание и методика занятий должны быть в поле зрения учителя-предметника и классного руководителя. Не менее важными, но еще более сложными являются дополнительные занятия с сильными учащиеся в школьных кружках и на факультативах.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 202-203.