Деконструкция (Кузнецов)

ДЕКОНСТРУКЦИЯ - 1) один из основных компонентов феноменологического метода наряду с редукцией и конструированием у М. Хайдеггера (чаще им употребляется термин «деструкция»), В «Основных проблемах феноменологии» он определяет ее как «критический разбор переданных понятий, употребления которых невозможно избежать», и замечает далее, что именно на этом пути онтология способна обеспечить себе подлинность понятий, ибо она возвращается к бытийному опыту (как первоначальному, позволившему выработать эти понятия, так и самостоятельному, осуществляемому каждым мыслящим). Такой разбор не означает разрыва с традицией, а скорее подлинное единение с ней; 2) одно из основных понятий постструктурализма и постмодерна, разрабатываемое, в первую очередь, Ж. Деррида и американской ветвью (П. де Ман и др.). Д., согласно Ж. Деррида, ускользает от понимания ее как метода, процедуры, стратегии, анализа, акта. Божественная мысль всегда движется в поле различения, не отсекая другое, а улавливая переходы и оттенки; однако в человеческом мышлении различение часто замещается различием, когда одно определяется, а другое тем самым отсекается; на определенном центрируются. Вместо постоянной игры различений появляются, к примеру, оппозиции с приматом одного из своих членов — так рождается онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм. В тексте остаются лишь следы — формальная игра различений, но она-то и позволяет проникнуть к архиписьму — различению, продуцированию того, что метафизика называет знаком. Традиционный концепт знака, подразумевающий строгое разграничение означающего и означаемого при безусловном примате последнего, к тому же стремящегося стать «трансцендентальным означающим», т.е. безусловным концептом мысли, абсолютно независимым от языка, критикуется Деррида. С его точки зрения, цепочка означающих бесконечна, и всякое означаемое становится означающим; место знака должна занять грамма — синоним различения, «структура и движение, которые уже не поддаются осмыслению на основе оппозиции присутствие/отсутствие». Отсюда — раннее название Д. — грамматология. Текст не есть в таком случае цепочка означающих, несущая определенный смысл; ведь каждый элемент текста несет на себе отпечатки других элементов, поэтому он продуцируется в порядке трансформации другого, бесконечного текста, тем самым теряя самотождественность. Никаких алгоритмов Д. нет; лишь в каждом конкретном случае возможен поиск очага несамотождественности, благоприятствование ему и общий сдвиг всей системы, алогичное создание неразрешимостей, растворяющих оппозицию. К примеру, в «Платоновой аптеке», играя со словом «фармакон» (одновременно и яд, и лекарство, и дар), Деррида выводит Сократа как фармакевса (колдуна, мага), чья смерть от фармакона (яда) сделала его фармакосом (козлом отпущения). Д., по мысли Деррида, есть подлинное движение (в) традиции.

Литература:

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1996;

Он же. Время и бытие. М., 1993;

Он же. Кант и проблемы метафизики. М., 1997;

Heidegger М. Grundlagen der Phenomenologie. Fr. am Main, 1995;

Деррида Ж. Позиции. Киев, 1996;

Он же. Шпоры: стили Ницше //Философские науки. 1991. № 2;

Он же. Два слова для Джойса // Ad Marginem. 1993;

Он же. Отобиографии. 1. Декларация независимости // Там же; Жак Деррида в Москве. М., 1993.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 132-133.