Профессия

ПРОФЕССИЯ (лат. professio — объявляю своим делом) — в современной науке существует несколько интерпретаций данного понятия: 1) совокупность специальностей, необходимый минимум знаний, умений и навыков, по которым человеку обеспечивается возможность обучения в соответствии и по профилю учебного заведении; 2) род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием; 3) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. В обществе существует иерархия профессий, зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы. Она отражается в общественном сознании в виде престижа профессии. Совокупность профессий и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру общества. Поскольку профессиональное разделение труда связано с его общественным разделением (на умственный и физический, аграрный и индустриальный, организаторский и исполнительский и т.д.), постольку профессиональная структура связана и взаимодействует с социальной структурой.

В современной российской социологии (А. Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, В. Г. Подмарков, М.Х. Титма, Ж.Т. Тощенко, И.И. Чангли, О.И. Шкаратан) сложились два наиболее распространенных подхода к исследованию профессий. Первый можно назвать «деятельностным», поскольку основным признаком профессии в его рамках считается особый вид трудовой деятельности, выделившийся в процессе общественного разделения труда. В рамках второго подхода акцентируется внимание на носителе профессии — человеке. Этот подход можно назвать «личностно-квалификационным», поскольку для его сторонников главным признаком профессии выступает уровень подготовленности личности к специальному виду занятий, что находит выражение в некоторой совокупности навыков и умений, определяемых спецификой трудовой деятельности. Весьма важен подход к профессии как к одному из основных «стратификационных» факторов, регулирующих отношения равенства - неравенства в обществе и определяющих социальный статус индивида и социальной группе. Объектом исследования при этом становятся конкретные профессиональные общности, их место и роль в трансформации российского общества.

Итак, профессия проявляет себя и как вид специализированной деятельности, и как совокупность знаний, умений, навыков, и как особый вид социальной общности. Любой специализированный вид деятельности для приобретения статуса профессии проходит процесс институционализации, который предполагает: наличие общественной потребности в специализации деятельности для более эффективного удовлетворения общественных нужд; формирование специальных требований, норм и стандартов, характеризующих данный вид деятельности; определение характера способностей, знаний и навыков индивидов, необходимых для выполнения данного вида деятельности; появление методов и способов определения таких способностей и обучения специальным профессиональным знаниям, приемам и навыкам; формирование стимулов и мотивов занятия именно этим видом деятельности, что связано с престижем профессии, ее способностью быть основным источником дохода; выделение определенных профессиональных интересов, ценностей, норм, стилей и образцов поведения, профессиональных ролей, способствующих сплочению людей по признаку принадлежности к данной профессии и конкретной профессиональной общности; выявление особых профессиональных организаций для защиты этих интересов (объединения, союзы и т.п.).

Завершение процесса институционализации профессии выражается в формировании профессиональных общностей. Воспроизводство единства профессиональных интересов, ценностных ориентации, образцов поведения и всего образа жизни, присущих данной общности, обеспечивается именно институтом профессии. Возникновение и развитие профессии является результатом влияния целой совокупности факторов, среди которых особая роль принадлежит институту образования, прежде всего, высшего профессионального образования, обеспечивающего подготовку профессионалов высокого уровня квалификации, воспроизводство профессиональных кадров. Возникла синтетическая научная дисциплина, изучающая профессии, — профессиология. В рамках этой дисциплины профессия может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, а также конкретных требований к работнику той или иной профессии.

М.Б. Буланова

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 369-370.

Литература:

Сорокин П.А. Соц. стратификация и мобильность // Чел. Цивилизация. Об-во. М., 1992; Кораблева Г.Б. Профессия и образование: соц. аспект связи. Екатеринбург, 1999; Шкаратан О.И., Радаев В.В. Соц. стратификация. М., 2003; Попова И.П. Профессиональный статус специалистов в меняющемся российском об-ве. М., 2004; Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда // Социол. иссл-я. 2006. № 7.

Понятие: