Действенно-историческое сознание

ДЕЙСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - центральное понятие герменевтики Х.-Г. Гадамера, представляющее собой искусственно создаваемую среду, опосредующую возможность взаимопонимания Я и нечто иного (текста, собеседника). Д.-и.с. предназначено, с одной стороны, для создания одинакового для интерпретатора и текста «языкового мира», образующегося в результате слияния их «горизонтов понимания». Это необходимое условие любого понимания. Вместе с тем Д.-и.с. само создается в мире языка и с помощью языка. Выраженное в мире языка смысловое поле Д.-и.с. - это не просто интеллектуальная история проблем, а история мотивированных конкретной исторической ситуацией вопросов к текстам и непосредственно связанных с ними единой логикой ответов. Д.-и.с. создает реальную возможность превращения знаков языка в осмысленную речь, понимаемую интерпретатором с конкретно- исторической точки зрения, сопряженной с его временем и ориентированной на другого. Преодоление чуждости языка, исторической традиции с целью постижения смысла текста являются необходимыми моментами герменевтической работы. Понимание текстов не есть «реконструкция процесса возникновения текстов», как полагал Ф. Шлейермахер (см. Универсальная герменевтика), а является воссозданием их смысла, актуализированного для современников путем слияния горизонтов понимания в общем для интерпретатора и текста (эпохи его функционирования) поле Д.-и.с. Восстанавливается не процесс создания текстов путем проникновения в «творческую лабораторию» их авторов, а смысл текстов. Понимание смысла есть его  языковое постижение внутренне присущим пониманию истолкованием, осуществляемым «круговым» движением от вопроса интерпретатора к ответу текста в единой системе отсчета, которая и является конкретным Д.-и.с., делает интерпретатора причастным к тексту и создает условия понимания последнего. Специфика гадамеровского представления процесса понимания заключается в том, что истолкование является не методическим средством постижения смысла, каким он должен быть в соответствии с выбранным методом, а внутренним моментом понимания смысла как такового, смысла в конкретной области Д.-и.с.

Литература:

Gadamer H.G. GesammelteSchrif-ten in 10 Bande. Tubingen, 1993-1998;

 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 130-131.