Честь (Кузнецов, 2007)

ЧЕСТЬ — понятие морального сознания и категория этики, согласно В. Далю, «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Индивидуальное чувство Ч. формируется у человека по мере развития его самосознания. Исторически оно возникает сравнительно поздно по мере внутреннего освобождения личности от сословно-корпоративных зависимостей и ее свободного самоопределения. В эпоху феодализма Ч. — основной элемент морального сознания представителя господствующей верхушки сословно-иерархического общества, крупного земельного собственника — потомственного дворянина, феодала, рыцаря, государственного служащего, воина. «Кодексы чести» регулируют и внугрисословные отношения. Личная Ч. отожествляется с Ч. сословно-корпоративного объединения, его престижем, который, в свою очередь, определяет статус и престиж самой личности. Предписания кодекса Ч. требовали «смывать кровью» оскорбление, потеря Ч. была равноценна потере жизни, поэтому условиями защиты Ч. становятся дуэль в Европе, харакири в Японии и т.п.

Однако кодекс Ч. нивелирует личную свободу индивида, делает его заложником «чести мундира» подчас вопреки его индивидуальным моральным убеждениям. 

Ч. в современном ее понимании также отражает непосредственную связь личности с определенной социальной общностью и внутреннее восприятие ею нравственных установок, типичных для этой общности; отсюда понятия «мужская честь», «женская честь», «гражданская честь», «воинская честь», «профессиональная честь» и т.д. Ч. как некоторый моральный код присуща самим социальным образованиям, даже крупномасштабным, например, Ч. нации, государства, класса, партии, профессиональной коалиции (Ч. шахтера, учителя, государственного деятеля, врача), того или иного неформального объединения (спортивная Ч.).

Ч. надо отличать от честолюбия, как проявления следствия естественной потребности человека в общественном признании его заслуг, достоинств, добродетелей. Честолюбие имеет разные степени проявления: от добродетели до порока. Неадекватная оценка собственных заслуг, собственной значимости, гипертрофированное стремление к почестям, славе принимает форму тщеславия. В русском языке чрезмерное честолюбие — «гонор» (от франц. — honneur — Ч.) оценивается как негативное качество. Нравственно сбалансированное чувство Ч. стимулирует гражданскую и общественную активность личности, укрепляет ее внутреннее достоинство, способствует достойному поведению.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 673-674.

Tags: 
Понятие: