Метод дифференциала семантического

МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО — один из методов построения субъективных семантических пространств. Предложен в 1952 г. американским психологом Ч. Осгудом; применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов, в психологии и социологии, в теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. Является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования, при этом измеряемые объекты — понятия, изображения, персонажи и т. п. — оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал (трехбалльных, пятибалльных, семибалльных), полюса которых обычно задаются вербально. Наряду с вербальными разработаны невербальные семантические дифференциалы, где в качестве полюсов шкал используются графические композиции, живописные картины, фотопортреты.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 265-266.