Дидактика

ДИДАКТИКИ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ: процесс обучения, закономерности и принципы обучения, содержание образования, методы обучения, формы организации обучения.

Процесс обучения - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле (И.Ф. Харламов). Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:

-  направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;

- деятельностный характер обучения;

- единство потребостно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;

- проявление уважения и требовательности к уч-ся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;

- обеспечение радости успехов в овладении знаниями;

- раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;

- повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;

- согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной деятельности учащихся.

Однако, будучи специфическим педагогическим процессом, направленным на овладение знаниями, умениями и навыками, развитие умственных и творческих задатков, а также на выработку научного мировоззрения и нравственно-эстетическое формирование учащихся, обучение имеет и свои особые закономерности. К ним относятся:

- научность и мировоззренческая направленность обучения;

- проблемность обучения;

- наглядность обучения;

- активность и сознательность уч-ся в процессе обучения;

- доступность обучения;

- систематичность и последовательность обучения;

- прочность обучения и его цикличность;

- единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Если считать рассмотренные закономерности обучения достаточно обоснованными в научном отношении, то они должны выступать в качестве основополагающих требований к практической организации учебного процесса. Эти требования в педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным из них относятся следующие:

- обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;

- обучение должно характеризоваться проблемностью;

- обучение должно быть наглядным;

- обучение должно быть активным и сознательным;

- обучение должно быть доступным;

- обучение должно быть систематическим и последовательным;

- обучение должно быть прочным;

- в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.

В 60 - 70-е гг. Л.B. Занков сформулировал ряд новых дидактических принципов на основе проводимой им и его сотрудниками экспериментальной работы по совершенствованию обучения в начальных классах. Вот эти принципы: обучение должно проводиться на высоком уровне трудности; в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями; учащихся должны осознавать сам процесс усвоения знаний и владеть приёмами учения. К сожалению, применение предложенных Л.В. Занковым дидактических принципов в массовой школьной практике повлекло за собой многие недостатки. Так, на каждом уроке нужно было изучать новый материал, а на закрепление его не хватало времени. Акцент на овладение теоретическими знаниями в процессе обучения отрицательно сказался на выработке практических умений и навыков. По мнению И.Ф. Харламова, опыт показал, что эти принципы не были обусловлены глубинными закономерностями обучения, и поэтому не все из них утвердились в педагогической науке.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И.Ф. Харламов). В педагогике разработана целая система научных требований к определению и совершенствованию содержания школьного образования (см. Образования содержание).

Метод обучения - это совокупность приёмов и способов организации познавательной деятельности учащихся, развития его умственных способностей, обучающего взаимодействия учителя и учащиеся, школьников между собой, с природной и общественной средой. В дидактике широко распространён также термин «приём обучения». Приём обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Например, в состав метода упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, входят следующие приёмы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимся показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков.

Формы организации обучения отражают особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность. Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. В настоящее время в школах мира преобладает классно-урочная форма обучения.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 182-184.

Понятие: