Гуманизм (Кузнецов)

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный) — представляет нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности общественных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению условий его жизни, обеспечение удовлетворения его потребностей и развития талантов.

Г. отводит большую роль достоинству человека, предполагает веру в его собственные возможности, отрицает догматические принципы жизни, не учитывающие исторических условий и специфических черт каждого отдельного человека. Наиболее ярко гуманистические идеи сформулированы в эпоху Возрождения Ф. Петраркой, Данте, Манетти Пико-Делла Мирандолой, Леонардо Да Винчи, Дж. Бруно и др. Но можно говорить и о христианском Г., направленном на поддержку слабого, о современных гуманистических подходах ситуационной этики и гуманистической психологии, стремящихся учесть все конкретные обстоятельства жизни каждого отдельного человека.

В центре дискуссий о Г. находятся вопросы о том, что же именно гуманно в отношении человека к человеку и в отношении общества к своим членам: гуманно ли, например, стремиться к удовлетворению всех потребностей человека, или же, наоборот, какие-то из этих потребностей следует всемерно ограничить во имя развития других, гуманно ли стимулировать или даже принуждать человека к развитию его собственных талантов, или же, наоборот, — гуманно лишь предоставлять человеку возможности развития, избегая всякого давления на него со стороны общества, есть ли Г. просто забота о каждом человеке в конкретных условиях его бытия, или же Г. представляет историческое движение общества к более совершенному состоянию?

В основе принципа Г. несомненно лежит зафиксированная еще с древних времен идея уважительного отношения к другому человеку, запрещение использования его в качестве средства. Она выражается в золотом правиле нравственности — «поступай по отношению к другому так же, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» и в кантов- ском категорическом императиве «поступай всегда так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом». Однако золотое правило нравственности содержит сильный элемент субъективизма, ведь то, что желает какой-то отдельный человек по отношению к себе, вовсе не обязательно хотят все другие. Категорический императив выглядит более универсально. Но он способен быть лишь ограничивающим правилом, т.к. не содержит в себе никакой ценностной идеи, в соответствии с которой могло бы осуществляться развитие личности. Без такой идеи представление о том, что человек никогда не средство, а только цель (вторая формулировка императива), превращается в абстрактное благое пожелание. Возникает закономерный вопрос о том, почему, например, я должен поддерживать все цели, преследуемые другим человеком, ведь, возможно, они очень элементарные? Почему я должен ограничивать свою свободу ради целей, которые преследует другой, если области нашей практической активности совпадают, ведь, возможно, я могу принести больше пользы обществу, чем он? Кант сам видел ограниченность своего императива и дополнял его пантеистическим принципом, определяющим путь движения человека в царство целей, где, по его мнению, всемерно развиваются все его таланты.

В гегелевской и марксистской философии идея движения общества к совершенному состоянию, в котором достигается гармония интересов людей, создаются условия для развития талантов каждого, получает наиболее полное выражение. Данное состояние общества рассматривается как практическое воплощение реального Г. Несомненно, что Г. предполагает заботу о конкретном человеке, стремление общества к созданию условий для реализации его возможностей и удовлетворения потребностей. Тем не менее неправомерно отождествлять Г. с итогом истории, полагать, что в нем заключается ее смысл. Перед людьми всегда будут вставать сложные проблемы практического и морального характера, разрешение которых будет связано с собственными усилиями человека, а не с заботой о нем со стороны некоторых общественных структур.

Г., представленный своей императивной стороной, выступающий как практическое нормативное требование, несомненно, исходит из приоритета личного бытия перед другими возможными основаниями нравственной мотивации. Его содержание поэтому должно быть соотнесено с идеей личного счастья. Именно на базе такого понимания Г. в Новое время разрабатываются концепции прав человека, происходит юридическое закрепление условий деятельности, позволяющих каждому человеку реализовать себя как личность. Однако личное счастье не является независимым от счастья других людей и в целом — от характера задач, решаемых обществом на данном этапе его развития. Ведь подлинное счастье предполагает полноту, эмоциональную насыщенность жизни. Оно может быть достигнуто лишь в процессе самореализации личности, так или иначе осуществляемом на основе разделенных с другими людьми целей бытия. В таком случае формирование у личности качеств, делающих ее способной быть полноценным участником общественной жизни, даже если это предполагает принудительное воздействие общества, не выглядит как негуманное. Если исходить из того, что сущность человека изменяется вместе с развитием социальных отношений, что на разных исторических этапах меняются цели деятельности людей, Г. не может быть понят просто как предоставление условий для саморазвития и требование неиспользования другого в качестве средства.

Сложность решения вопроса о Г., однако, заключается в выяснении того, какое воздействие гуманно, а какое нет, в том, чтобы определить, что соответствует действительной исторической перспективе и интересам самой развивающейся личности, а что является временным, конъюнктурным и, возможно, корыстным подходом того или иного субъекта (например, некоторого политика), пытающегося манипулировать другими людьми.

Целесообразно понимать Г. в трех основных, исторически выявляемых смыслах: а) гарантия основных прав человека как условие сохранения гуманных оснований его бытия; б) поддержка слабых, выходящая за рамки обычных представлений данного общества о справедливости; в) формирование у каждого человека социальных и нравственных качеств, позволяющих ему стать развитой личностью и осуществлять самореализацию на базе общественных ценностей.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 121-122.

Tags: 
Понятие: