Логотерапия (Шапарь, 2009)

ЛОГОТЕРАПИЯ (греч. logos — слово, речь и thererapeia — забота, уход, лечение) — одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, что дает хороший лечебный эффект. Логотерапию трудно назвать теорией в строгом смысле слова. Она близка к гуманистической психологии, хотя во многом основывается и на психоанализе. Логотерапия — это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни.

Создатель логотерапии В. Франкл — основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера).

Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа: 1) о стремлении к воле, к смыслу; 2) о смысле жизни; 3) о свободе воли.

Здесь заложено несогласие: с бихевиоризмом — по сути, отвергающим представление о свободе воли; с психоанализом — выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, тем самым проявляет психическое неблагополучие.

Франкл, отстранившись от «глубинных» психоаналитических ориентаций, стремился к постижению «вершинных» психических явлений и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на ноогенные неврозы и, ставя целью раскрытие стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал логотерапию на преодоление «экзистенциального вакуума» — чувства пустоты и бессмысленности, а также на пре-одоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» — страдания, вины и смерти.

Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний в связи с ощущением бессмысленности и никчемности жизни.

Как средство преодоления утраты смысла жизни логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Значительное внимание уделяется проблемам философии человеческой ответственности и смыслоосознаваемой гуманитарной активности.

Теория и практика логотерапии исходят из того, что основная движущая сила в поведении личности и в ее развитии — именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, которые являются причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения.

Главное препятствие в поисках смысла жизни — центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» — как к другому человеку, так и к смыслу жизни. Смысл существует объективно в каждом моменте жизни; психотерапевт не может определить для клиента этот смысл — он для каждого свой, — но может помочь его увидеть. Чтобы помочь человеку в его проблемах, используют два основных принципа: принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции.

Практика Л. направлена на то, чтобы помочь обрести утраченный смысл жизни. Одним из главных источников смысла жизни выступает религиозная вера. Однако религия — не единственно возможный источник смысла; эта проблема может решаться столь же успешно и неверующими людьми. Особый, уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчестве, переживании и сознательно принимаемом отношении к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить.

Основным в практике логотерапии является метод сократического диалога, применяемый при терапии специфических ноогенных неврозов. Разработан также метод парадоксальной интенции для лечения фобий и навязчивых состояний, а также метод дерефлексии (см. Рефлексия) для лечения сексуальных неврозов. Эти методы основываются на постулируемых фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и способности к самотрансценденции.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 251-253.

Понятие: