Детерминизм (Рапацевич)

ДЕТЕРМИНИЗМ - материалистическое учение о причинной обусловленности всех явлений - природных, общественных, психических. Научная физиология и психология, в особенности учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова, подтвердили правильность этого положения и доказали строгую причинную зависимость психики (включая самые высокие её формы - сознание и волю) от материальных условий жизнедеятельности. И.М. Сеченов усматривал главную преграду на пути объяснения психики с позиций Д. в противопоставлении непроизвольных действий произвольным, за источник которых принимался в качестве первопричины волевой импульс. И.М. Сеченов стремился преодолеть эту преграду, используя

генетический метод. По его мнению, силы, которые движут ребёнком, даны в независимой от его сознания системе отношений. К этим силам относятся «чужие голоса» - управляющие его действиями команды др. лиц. Постепенно эквивалентом «приказывающей матери или няньки» становится образ Я, обладающий собственным голосом. За индивидуальной волей и индивидуальным сознанием скрыта интериоризированная субъектом полифония чужих голосов и команд, т.е. система микросоциальных отношений.

В сходном плане объясняли генезис сознания и воли Жане, Пиаже, Выготский. В поисках детерминант этих высших психических проявлений они обращались к групповому действию и общению.

Позиция Выготского сложилась под влиянием марксизма, указавшего на орудия труда как уникальный фактор того процесса, в к-ром люди, изменяя природу, сами преобразуются. По аналогии с орудиями труда, направленными на внешние объекты, Выготский предложил ввести понятие о знаках как психологических орудиях. Они опосредствуют внимание, память, мышление и др. функции, которые появляются сперва в общении между людьми, а затем становятся внутрипсихическими. С различных сторон в категориальный аппарат психологии внедрялась применительно к детерминистскому объяснению человеческого сознания категория отношения, как бы подтверждая положение Маркса о том, что «моё сознание есть моё отношение к среде», прежде всего социальной. Наметившийся у Выготского постулат о том, что это отношение опосредовано знаками, придало разработке психического Д. новое измерение. Если до него в объяснительных схемах доминировало диадическое отношение: социальное - индивидуальное, то при обращении к знаковым системам оперирование ими (сперва во внешнем, затем во внутреннем диалоге) включало сознание в ещё один (вслед за общением) объективный, независимый от сознания круг явлений, а именно в мир культуры. Существуя на собственных основаниях и исторически изменяясь по собственным законам, культура с колыбели определяет психический строй человеческой жизни. Специфика ориентации на культурные ценности, перед которой были бессильны прежние формы Д., дала основание утверждать, будто эти ориентации в принципе не подвластны причинному объяснению и адекватно постижимы лишь телеологической мыслью с её методами интуитивного прозрения.

Такова была точка зрения В. Дильтея и его последователей. В полемике с ними Выготский обратился к центральному понятию этого направления - понятию о переживании с тем, чтобы придать ему признаки,, открывающие перспективу его анализа с позиций Д. Но для этого следовало обогатить психический Д. новыми объяснительными возможностями. Концепция переживания приобрела у Выготского «гибридный» характер. Подобно тому, как в значении слова нераздельны мышление (оно представляет психический мир) и речь (социальный, реализуемый в знаковых системах процесс), в переживании нераздельны особенности личности и социальная среда, преломленная сквозь эти особенности. При этом сама среда мыслилась как остросюжетная драма, означающая столкновение, противодействие, конфликт характеров. Не безличностные внешние обстоятельства, а имеющая свой «сценарий» динамическая система взаимоориентаций и поступков действующих лиц - такова социальная «среда», в которой формируется личность как один из героев этой драмы. Здесь в драматизме общения прорисовывается иной уровень психического Д., чем при «обмене» знаками, передаче информации и т.п.

Не только внешние условия, но и образ, действие, мотив служат детерминантами поведения всех живых существ. Социальное бытие человека порождает новый тип организации психической жизни, у которой появляется внутренний план, обозначаемый термином «сознание». Причинное объяснение этого плана привело к ещё одной категории научной психологии - категории отношения (общения, взаимоориентации, взаимодействия индивидов). Признавая детерминированность психики человека внешними воздействиями, которые преломляются через внутренние условия, диалектический материализм указывает, что эта обусловленность осуществляется через взаимодействие человека с объективной действительностью, с др. людьми в процессе совместной деятельности. Этим объясняется, что одни и те же внешние условия, одна и та же внешняя среда оказывают разное влияние на разных людей и на одного и того же человека в разные периоды его жизни. Из этого следует также, что внешние условия жизни никогда фатально не предопределяют дальнейшего психического развития человека.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 156.

Понятие: