Одномерного человека концепция

ОДНОМЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА КОНЦЕПЦИЯ — получила название по одноименной книги Г. Маркузе. По существу, возникла значительно раньше и связана с исследованиями конформизма и социально-психологических типов и характеров, деформируемых современными общественными системами. Существенную роль в становлении Одномерного человека концепции сыграли идеи 3. Фрейда, В. Райха, К. Хорни, М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Э. Фромма, Д. Рисмена и др. исследователей, изучавших различные варианты, механизмы и следствия отчуждения и стереотипизации человека. «Массовый человек», «человек организации», «извне-ориентированная личность», «авторитарная личность», «автоматически конформная личность» — некоторые из исследовавшихся психологических типов, в большей или меньшей степени близкие типу одномерного челлвека. Всем им в той или иной степени свойственны: некритическое отношение к существующей действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, конформизм и т.д.

Согласно концепции Маркузе, социокультурная одномерность, одномерность мышления — необходимые производные общества индустриального, основанного на сциентистско-техницистских императивах, принципе «производительности», извращающих естественные влечения и потребности человека. Потребительская ориентация, все убыстряющаяся гонка за материальными благами лишает человека социально-критического измерения. Одномерному человеку присуще искаженное видение мира; отчуждение, «сублимированное рабство» он воспринимает как естественный, желанный, единственно возможный, а иногда и как высший из всех возможных способ существования. Отвечающие интересам правящей элиты принципы и нормы индустриального общества кажутся ему выражением свободы и социальной справедливости. Одномерный человек лишен способности к радикальной оппозиции существующему режиму, полностью интегрирован в «систему». Прорыв универсальной одномерности современного общества возможен, согласно Маркузе, посредством формирования новых влечений и потребностей, «новой чувственности». Носителями революционного потенциала он считал социальных аутсайдеров и маргиналов. В силу такой социальной ориентации идеи Маркузе в скрытом виде содержат в себе возможность экстремистской интерпретации.

C.A. Эфиров

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 308-309.

Литература:

Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973; Давыдов Ю.Н. Критика соц.- филос. воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998; Marcuse G. One-Dimensional Man. Boston, 1964.