Гностицизм (Кузнецов, 2007)

ГНОСТИЦИЗМ (греч. от γνῶσις — познание) — общее название целого ряда религиозно-философских систем, возникших на Ближнем Востоке в эпоху поздней античности и раннего средневековья. Первые упоминания о гностиках содержатся в Новом Завете и в полемических сочинениях отцов церкви эпохи патристики. Например, Климент Александрийский (II—III вв.) называет гностика-ми валентиниан, маркионитов, василидиан, катафригийцев, энкратитов (воздержников), докетов, каинитов, офитов и др. (Строматы, VII17). Большинство сведений по Г. были получаемы лишь по второисточникам вплоть до 1945 г., когда в Верхнем Египте на территории древнего поселения Хенобоскион (современный Наг-Хаммади) было открыто собрание коптских рукописей IV в. — 12 кодексов и остатки 13, — содержащих преимущественно космологические и философские рассуждения, гностические молитвы, откровения, евангелия и послания (см. русский перевод, например: Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979). Г. следует отличать от гносиса, хотя иногда эти термины употребляются как синонимичные. Гносис — в большей степени склад мышления, претендующий на исключительное обладание знанием конечных причин всего сущего, но готовый к восприятию различных влияний извне. Это определенный настрой религиозности, отличительной чертой которого является опора не на веру, а на знание. Гносис может перерасти в отдельное религиозное движение (к примеру, герметизм в рамках платонической религиозно-философской традиции), но может оставаться долгое время лишь достоянием отдельных личностей или общин (см. подробнее: Хосроев A.Л. Из истории раннего христианства в Египте. На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997).

В философском аспекте для Г. характерен: а) дуализм (в том числе дихотомия душевного и телесного или же развернутая трихотомия телесного-душевного-духовного); б) онтологический монодуализм (в том случае, если признается, что темная сущность произошла от светлой, отпала от нее, но по своей природе обладает силой к самобытности) или монотриализм (усложненный вариант моно-дуализма, характерный для валентиниан, наассенов и сефиан); в) космологический эманационизм; г) убежденность в имманентности человеку трансцендентного всему остальному Бога; д) концепция «вырастания «пневматической искры» (…) к бытию»; е) антропоцентризм и гипертрофированный индивидуализм; ж) антикосмизм («мир есть зло») и антисоматизм («телесность есть зло»); з) интеллектуализм; и) отождествление бытия с гносисом; к) экзегетический взгляд на мир (см. подробнее: Светлов Р. В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб., 1996). Гностическое учение отвергает иудео-христианские и неоплатонические принципы — антропный и экосистемный, согласно которым благой мир был создан благой разумной действующей первопричиной для венца творения — человека. София в гностических мифах предстает то как женский (богиня-мудрость), то как мужской (демиург) персонаж-трикстер, по вине (агносии — т.е. незнанию) которой/которого произошло глобальное нарушение первоначального космогонического замысла (Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.—СПб., 1997).

Если рассматривать Г. как некий идеальный тип, то для него окажутся характерными такие черты, как антииудаизм, соперничество с христианством и обращение к иранским верованиям (Schenke Н.-М. Die Gnosis. Umweltdes Urchristentums. Bd. 1. В., 1965), а также влияние эллинского наследия. В узком смысле слова под Г. понимают лишь одно из трех основных его направлений, а именно — христианский Г., зародившийся в Сирии или Александрии в конце I в. н.э. и распространившийся век спустя по всей средиземноморской ойкумене. Христианский Г. составлял оппозицию как ортодоксальному христианству, так и иудаизму. Для него характерны: а) претензия на исключительность в обладании эзотерическим знанием, полученным свыше; б) непризнание церковной иерархии; в) индивидуализм и синкретизм в построении собственных религиозно- философских доктрин. Христианскому Г., оперирующему христианскими образами и понятиями, была близка докетическая христология, в том числе фантасиазм маркионитов, которые, вслед за своим идеологом Маркионом Синопским (ок. 80 — ок. 155) считали призрачным тело Иисуса Христа. Гностическую христологию характеризует учение о двух различных природах: Иисуса и Христа, по которой Христос как Спаситель не был человеком. Он был одним из высших эонов (от греч. ctEi ojv — истинно сущий). В Г. зонами стали называться единосущие «Неименуемому Отцу» персонификации отдельных сторон божественной природы, гипостазированные предикаты Отца. Количество промежуточных эонов, живущих в Плероме (идеальном бытии), варьируется. Так, по учению варвелитов, от «Неименуемого Отца» произошли четыре пары эонов: «Мысль» и «Слово», «Бессмертие» и «Христос», «Жизнь Вечная» и «Воля», «Ум» и «Предвидение». Валентин насчитывает 30 эонов (по числу дней в месяце), среди которых важнейшими являются первая и вторая двоицы: «Неизреченный» и «Молчание», «Отец» и «Истина», и произошедшая от них четверица: «Слово» и «Жизнь», «Человек» и «Церковь». В системе Василида число эонов достигает 365 (по числу дней в году). Структура чувственно-телесного космоса (Кеномы>в Г. пародирует иерархию Плеромы. В ней обычно присутствует космокреатор-демиург, седмерица архонтов и множество «ангелов». Спаситель (представление о котором было одним из самых сложных у валентиниан) приносит человеку, томящемуся в оковах материального бытия, знание, позволяющее душе/духу гностика успешно миновать все уровни Кеномы и достичь Плеромы. В среде восточного (сирийского) Г. II в. наибольшее развитие по лучила система Василида, а в среде западного (александрийского) - Валентина.

В более широком смысле Г. включает в себя также нехристианский (в том числе дохристианский) Г. I—III вв. и мандеизм. Кроме того, иногда выделяют сравнительно поздний иудейский Г., который противостоял иудейской мистике, нашедшей свое развитие в каббале. Мандеизм (арам, «манда» - знание, гносис) — специфическая семито-вавилонская ветвь Г., сформировавшаяся во II-III вв. и существующая до сих пор в Южном Ираке. Мандеи вместо Христа, которого считали лжепророком, почитали Иоанна Крестителя, о чем свидетельствует так называемая «Книга Иоанна». Большинство священных книг мандеизма - «Гинза», «Харан Гаваита» и др. сохранились лишь в списках XVIII—XIX вв. Древнейшие тексты датируются III—"VI вв. Существует предание о миграции мандеев из Палестины. Согласно их учению, мир создал бог Птахиль с помощью демона-демиурга Руха. Знание жизни (манда-дихайя), являющееся избранным в виде трех духов-утхрас, дает возможность мандею освободиться от негативного воздействия злобного Руха.

Г. первых веков оказал существенное влияние на формирование религиозно-философских взглядов манихеев, богомилов, катаров, вальденсов, альбигойцев и др.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 116-118.

Понятие: