Суеверие (Кузнецов)

СУЕВЕРИЕ — вера в таинственные свойства и волшебную силу воображаемых или реально существующих объектов, явлений и процессов, в магическую силу отдельных людей, якобы способных определять благоприятный или неблагоприятный исход событий, предвещать будущее. Согласно В.И. Далю, С. — «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что-либо». Различение С. и религии восходит еще к Цицерону, который придавал понятию С. в противоположность понятию религии негативный смысл. С точки зрения последователей монотеистических религий любая другая религия есть С. Православная церковь относила к С. остатки языческой старины и идолопоклонничество. В Новое время в Европе понятие С. использовалось вольнодумцами в целях критики тех или иных аспектов иудаизма и христианства (например, Спинозой, Толандом, французскими просветителями). В нашей стране в ряде работ, в том числе в ряде энциклопедических изданий, понятие С. трактовалось достаточно широко, включая в себя любые религиозные представления и учения. Истоки С. — в глубокой древности; ныне С. — следствие сохранения в сознании многих поколений людей элементов первобытных верований. Сохранению С. способствует так называемый лингвистический фетишизм: придание онтологического значения словам особого рода — таким, которые обозначают нечто неподлинное, невозможное, относящееся к воображаемой реальности (например, «вурдалак», «оборотень» и пр.). С. захлестывают общественное сознание в периоды социальных кризисов, обостряющих ощущения тревоги, безнадежности, страха перед будущим. С. имеют основания в присущей людям тяге к таинственному, необычайному, к прогнозированию своего будущего и будущего своих близких, а также к мистификации обыденных отношений и случайных совпадений. В психологическом плане С. более подвержены те, кто испытывает неуверенность в себе, кто, как заметили еще древние, переживает «постоянные колебания души между надеждой и страхом». Проявления С.: вера в черную и белую магию, в чудеса, совершаемые колдунами, ведьмами, знахарями, толкователями снов; вера в таинства, свойства имен, изображений человека; вера в мистическое — в отличие от эмпирического — приметы (например, курица запела петухом — кто-то умрет); вера в судьбу, сглаз, порчу, предзнаменования, ясновидение, оборотничество; иррациональные способы предсказания будущего (гадание на картах, кофейной гуще, по движению небесных тел, внутренностям животных, хиромантия, френология и т.д.).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 555.

Понятие: