Защита психологическая (Коджаспирова, 2001)

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Свойственна всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточной и болезненно заостренной.

Вытеснение — способ психологической защиты, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на человека, вызывая у него тревогу, страх и т. п. Является краеугольным камнем теории психоанализа 3. Фрейда. К такой психологической защите в процессе педагогического взаимодействия прибегают как дети, так и взрослые, так как между ними часто возникают сложные и противоречивые взаимоотношения.

Замещение — защитный психол. механизм личности. Например, агрессивные импульсы адресуются не тому, кто является источником напряженной ситуации, а более безопасному объекту. Это снимает напряжение, вызванное недостижимостью адекватного ответа. Помимо данной формы проявления защиты — путем замещения объекта — в психоанализе выделена и др. форма защиты — путем замещения потребности.

Идентификация (от позднелат. identifico — отождествлять) — защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Изоляция, отчуждение — способ психологической защиты, проявляющийся в том, что травмирующие человека факторы обособляются и локализуются внутри сознания и там блокируются. Явления раздвоения (расщепления) личности может быть связаны с такой защитой.

Рационализация — объяснение собственных поступков более благовидными, социально одобряемыми (нежели на самом деле) мотивировками с целью обеспечения душевного комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, предотвращения нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т. д.). Воспитанники в педагогическом взаимодействии нередко прибегают к такому способу психологической защиты.

Реакция избегания — тенденция бежать от фрустрирующей ситуации, когда порог толерантности к фрустрации оказывается превзойден. Рассматривается как отрицательное проявление, поскольку отказ решать проблему ведет к еще большему осложнению ситуации. Слабоуспевающие дети, не уверенные в себе, нередко пытаются таким образом решать возникающие у них проблемы.

Регрессия — психол. защита, состоящая в переходе к более ранним, элементарным формам поведения, связанным с детством, которые в прошлом оказывались успешными. Инфантильность в поведении и в отношениях — яркий феномен регрессии.

Сублимация (от лат. sublimare — возносить) — снятие напряжения в ситуации конфликта путем трансформации его в формы, более приемлемые для человека. Частным случаем С. является психический процесс преобразования и переключения энергии на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено 3. Фрейдом в 1900 г.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 42-44.