Неокантианство (Осипов, 2014)

НЕОКАНТИАНСТВО - 1) университетско-академическое движение в Германии в 1850—1880 гг.; 2) господствующее течение философской мысли Германии 2-й пол. 19 — 1-й четверти 20 в., решавшее основной вопрос философии путем истолкования учения И. Канта; 3) социальная философия и методология социального познания.

В эволюции Н. выделяют три основных периода: 1) раннее, или физиол.; 2) классическое; 3) позднее. К представителям раннего Н. относят прежде всего Ф. Ланге и О. Либмана. Классическое Н. датируют с 70-х гг. 19 в. до 1914; его расцвет приходится на 1890—1910 гг.; наиб, влиятельные школы: Марбургская (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер); Баденская, или Фрайбургская (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Кон, Э. Ласк); неокритицизм, или неокантианский реализм (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер). Для позднего Н. характерен отход от первоначальных позиций. Н. как мировоззренческую основу гуманитарных наук и методологию соц. познания разрабатывали Марбургская и Баденская школы. Их общие идейные установки нашли выражение в истолковании («критике») учения Канта с позиций более послед, идеализма. Гл. достижением Канта они считали идею о том, что формы наглядного созерцания (пространство и время) и формы рассудка (категории) суть функции познающего субъекта, а гл. заблуждением — признание объективно существующей, хотя и непознаваемой «вещи в себе». Последняя была объявлена «предельным понятием опыта», «задачей чистого мышления», т.е. продуктом мыслительной деятельности познающего субъекта. Фактический отказ от «вещи в себе» в кантовском понимании привел к отрицанию онтологии с позиций рационалистического гносеологизма. Активность мышления стала рассматриваться как источник априорных сущностных определений самого бытия и одновременно как деятельность по конструированию чел. культуры. Вынужденное считаться с критерием объективности познания Н. обосновывало его на пути трансцендентализма.

Обе школы отмежевывались, с одной стороны, от «метафизики» объективного идеализма (прежде всего Г. Гегеля), с другой — от «психологизма» субъективно-идеалистического толка. Баденская школа исходила при этом из «трансцендентально-логического» толкования учения Канта. Она утверждала примат «теоретического» разума над «практическим» и разрабатывала «трансцендентальный метод» как «логику чистого познания». Фактически ею строился метод интерпретации «фактов культуры», «заданных» в сферах науч. познания, морали, искусства, религии, права. Марбургская школа исходила из «трансцендентально-психологического» истолкования учения Канта. Ею утверждался примат «практического» разума над «теоретическим», доказывался трансцендентальный статус «ценностей». Последний обосновывался тем, что ценности хотя и не существуют как эмпирические вещи, зато реально «значат».

На базе трансцендентализма обе школы Н. строили культурфилософские и социологические концепции, ядро которых составляла методология познания, охватывавшая как «науки о природе» (естествознание), так и «науки о духе» (гуманитарное знание), хотя и поздний Кассирер, и Баденская школа утверждали относительную автономность тех и др. Так, по Риккерту, для «наук о природе» характерен номотетический (генерализирующий) метод, ориентированный на установление законов; для «наук о духе», или исторических и социологических наук, — идиографический (индивидуализирующий) метод, ориентированный на установление и описание неповторимых в своей индивидуальности фактов и событий действительности. Но если для Баденской школы звеном, связующим обе науч. сферы, был субъект познания, а именно его воля, относящая познаваемый предмет к априорным ценностям (в исторических и социологических науках), либо не относящая (в естественных науках), то для Кассирера общим опосредующим принципом философско-антропологического уровня стала «символическая функция сознания», проявляющаяся в способности чел. к символизации, обозначению.

Большинство философских, социологических и культурологических течений 20 в.: феноменология, экзистенциализм, философская антропология, социология знания, понимающая социология, формальная социология, социальная антропология, этнометодология — выросли из Н., вобрав в себя его гл. идеи, теоретико-познавательные установки. В историко-социологической литературе наиболее глубоко проработана линия преемственности между социальной философией Риккерта и методологией социального познания М. Вебера, поскольку последний считается на Западе социальным мыслителем, заложившим основы современной социологии.

А Н. Малинкин

Литература:

Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908;

Наторп П. Соц. педагогика. СПб., 1912;

Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб., 1912;

Вебер М. Избр. произв. М., 1990;

Виндельбанд В. Избр.: Дух и история. М., 1995;

Риккерт Г. Границы естеств.-научн. образования понятий. СПб., 1997;

Кассирер Э. Избр. Опыт о чел. М., 1998;

Kohnke К.Ch. Entstehung und Auftieg des Neukantianismus. Die deutsche Umversitatsphilosophie zwischen Idealismus und Positivismus. Fr./M., 1986.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 278-280.