Телеология (Кириленко)

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. tetos — цель, logos — слово, учение) — учение о целесообразности всего существующего, о целевой детерминации отдельных сфер бытия. Термин введен в XVIII в. немецким философом X. Вольфом. Т. обычно противопоставляется каузальности (учению о причинной обусловленности всего существующего). Традиционно к сторонникам Т. относят приверженцев идеалистического воззрения, однако телеологическая установка в скрытом виде постоянно присутствует в человеческом сознании, это тот «идол рода», который Фр. Бэкон считал неискоренимой слабостью человека. Т. — одна из форм антропоморфизма, очеловечивания мира, избавляющего человека от одиночества, придающая смысл его жизни.

Учение о целесообразности представлено в истории философской мысли в двух основных формах, которые явственно обнаруживаются уже в творчестве Аристотеля: как учение об имманентной цели, присущей каждой вещи, и как учение о цели трансцендентной, запредельной миру. Для Аристотеля цель — это так называемая «целевая причина» (наряду с материальной, действующей, формальной), это «предназначение» каждой вещи, стремление занять свое собственное, «наилучшее» для нее место. Вместе с тем цель — это также наличие совершенного бытия, «перводвигателя» всех вещей, который сам никуда не стремится, но регулирует космический процесс самим фактом своего существования как идеального бытия, образца. Аристотелевское учение о цели, преобразованное в христианском учении, легло в основу «деятельностной парадигмы» европейского мышления: потребность искать цель, внешнюю для меня, но отвечающую моей внутренней природе. Реальность каждой «вещи», в том числе и человека, удостоверяется его собственной внутренней целью; необходимость его изменения и совершенствования — внешней целью, целью-идеалом. Строго говоря, приоритет остается за имманентным целеполаганием; внешняя цель — лишь продукт внутренней потребности активного, деятельного субъекта всё выстроить по законам собственной деятельности.

Одним из «предельных» случаев разрыва реального мира и внешней цели является окказионализм, лишающий предметы этого мира, самого человека самостоятельного существования. Другой крайностью, полностью сближающей внешнюю и внутреннюю цели, является ницшеанство. «Финализм», наличие конечной цели, предзаданность мирового развития характерны для неотомизма. Однако Т. может существовать вне религиозного провиденциализма. Идеи социального прогресса в явной или скрытой форме содержат телеологические идеи. «Телеологизм» кантовской философии лишен онтологического оттенка, он выполняет роль регулятивного принципа в познании, оказывается основой эстетического переживания («целесообразность без цели»). В неокантианстве регулятивная функция цели превращается в механизм социальных процессов (процедура «отнесения к ценности»).

Основные проблемы при выяснении соотношения имманентного и трансцендентного в Т. в современной философии возникают при обращении к сфере социального. Коренное изменение подхода к проблеме цели возникает с введением в философию понятия «жизнь». Особое значение для изменения самого понятия Т. имеют открытия в области кибернетики, системные исследования. При исследовании самоорганизующихся систем понятие цели рассматривается как функция системы, ориентированной на сохранение ее основного качества. Понятие цели становится неотделимым от исследования общества как самоорганизующейся, самовоспроизводящейся системы (структурно-функциональный анализ в социологии). Имманентная целесообразность становится существенной характеристикой любой оптимально функционирующей социальной системы (Т. Парсонс). Так понимаемая целесообразность лишена однозначности вынесенного вовне идеального образца-цели, она «поливариантна». Целесообразное уже не тождественно предопределенности, оно максимально сближается с категорией возможности.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 371-372.

Понятие: