Головоломки

ГОЛОВОЛОМКИ - особый тип проблемных задач, которые построены с учётом недостатков, присущих мышлению большинства людей, - предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов и др. Тот, кто подвержен этим недостаткам в меньшей степени, естественно, имеет больше шансов решить ту или иную головоломку. А это значит, что у такого человека в большей степени, чем у др. людей, развито продуктивное мышление. Тот же, кому указанные недостатки присущи в большей степени, обычно при решении головоломки сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Впрочем эти трудности вполне изживаемы, и упражнения в разгадывании Г. как раз и призваны сослужить здесь добрую службу. Головоломки носят предельно абстрактный обобщённый характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, в частности, производственного характера, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Но в этом то как раз и состоит одно из главных их достоинств - решение головоломки способствует развитию наиболее общих качеств продуктивного мышления (таких, как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипизирующему влиянию прошлого опыта и т.п.) (Ю.З. Гильбух). Обладание же такими качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания.

В зависимости от характера используемого материала головоломки можно разделить на две основные группы: вербальные (словесные) и технические (построенные на предметном материале). Широко известны головоломки первого типа: загадки, ребусы, шарады, анаграммы. Что же касается технических головоломок, то они используются значительно реже, между тем, именно головоломки этого типа прежде всего способствуют развитию у школьников технического мышления.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 130.

Понятие: