Генотеизм

ГЕНОТЕИЗМ, энотеизм - термин, введенный английским историком Максом Мюллером при классификации религий для обозначения особого типа богопочитания, занимающего промежуточное положение между монотеизмом и политеизмом: допуская существование многих богов, Г. требует чтить лишь одного бога, который в акте поклонения выступает как единственный и самодостаточный. Г. был реконструирован Мюллером прежде всего на основе Ригведы, древнеиндийского памятника религиозной мысли, в разных гимнах которого разные боги (Агни, или Варуна, или Индра, или другие) провозглашаются верховным божеством, так что при этом в общем корпусе текстов Ригведы невозможно выявить четкую иерархию богов. Такая ситуация, по Максу Мюллеру, не может быть обозначена термином «политеизм», который адекватен религиям Древней Греции и Рима, где многобожие организовано в достаточно строгую иерархию богов, предусматривающую соподчинение богов и верховенство одного бога. Признаки Г. английский историк находил также в ветхозаветном культе Яхве. Мюллер считал, что Г. представляет собой особую фазу религиозного развития, стадиально предшествующую политеизму и монотеизму и заключающую в себе тенденции к эволюции либо к первому, либо ко второму: движение в сторону политеизма ведет к иерархизации пантеона и вере в верховного бога, главенствующего над другими; монотеистическая тенденция осуществляется через исключение самой возможности бытия множества богов. В работах Макса Мюллера вместе с термином «Г.» в близком значении используется понятие «катенотеизм» (греч. ката — сообразно, согласно), которым обозначается специфическая ситуация богопочитания, при которой верующий сообразно времени и обстоятельствам в словах молитвы или в культовом действе выделяет из совокупности богов только одного определенного бога.

Современное религиоведение восприняло термин «Г.», который зачастую используется в широком смысле как поклонение одному верховному богу, допускающее существование других богов. Подтверждается типичность Г. на примерах развития месопотамской религии (некоторые черты культа Мардука) и древнеегипетской (в частности, культ Амона). Прослеживается связь Г. с системами восточных деспотий.

В религиоведческой литературе наряду с понятием Г. используется термин «монолатрия», принятый для обозначения культовой практики служения одному, главенствующему богу, включающей запрет на какие бы то ни было культовые действия, связанные с поклонением любым другим существам.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 102-103.

 
Понятие: