Гений (Кузнецов)

ГЕНИЙ — наивысшая степень проявления творческой способности, характеризующая как саму творческую личность, так и результат ее деятельности. Латинский Genius, от которого происходит слово, первоначально обозначало сверхъестественное существо, олицетворявшее жизненную силу, спутника или духа-покровителя мужчины, а затем семьи и общины. Таким образом, Г. указывает на собственную идентичность человека, которая, однако, превосходит его, так как принадлежит роду. Подобное представление можно обнаружить у Гегеля, который считает, что индивидуальность является личным качеством человека и в то же время внешним по отношению к нему признаком, который может быть назван Г. В этом смысле Г. есть тотальность в себе духа, т.к. он существует для себя самого и служит для характеристики человечества в целом, поэтому Г. также обозначает то, что Гердер называл Volkgeist (народный дух) — понятие, призванное определить суть доктрины Нации-Государства, возникшей в конце XVIII в. в Германии. С другой стороны, начиная с эпохи романтизма, качества, которыми характеризуют Г. как источник вдохновения и творческого потенциала, связываются с представлениями, заложенными в греческом понятии δαίμων (демон), понимавшемся как темная сила, толкающая человека навстречу судьбе, и содержавшем в себе идею дара, который Г. дает человеку, таков, например, злой Г. Декарта. Уже с эпохи Ренессанса Г. обозначает самые необъяснимые творения человека, воспринимаемые в сверхчеловеческом или квазирелигиозном измерении. С XVIII в. концепт Г. становится частью эстетических учений. Кант впервые дает систематическое определение понятию «Г.», характеризуя его как природный дар, «прирожденные задатки души, через которые природа дает искусству правило».

В эпоху романтизма провозглашается культ Г. — исключительного человека, полагающегося на собственную интуицию, при этом подчеркивается иррациональный характер творческой способности, порывающей с условностями и правилами. Эстетическая трактовка Г. невольно утверждала автономию эстетики, ее независимость от науки и морали. Ранние немецкие романтики (Новалис, Шлегель) придерживались трансцендентальной трактовки Г., понимая под гениальностью универсальное качество, которое «дремлет» в каждом человеке и особо в ребенке. Г. есть одно из естественных свойств человека. Только в конце XIX в. термин приобретает элитарный смысл, противопоставляющий исключительного человека невежественной толпе. Так в конце концов происходит персонализация понятия.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 101-102.

Литература:

Кант И. Критика способности суждения. М., 1966;

Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988;

Brain R. Some reflections on Genius. L., 1960;

Panofsky E. Artiste, Savant, Genie. L'ceuvred'art et sessignifications. P., 1969;

Brentano F. Das Genie, 1892.

Понятие: