Гендер (Кузнецов, 2007)

ГЕНДЕР (от англ. gender — род) — термин, применяющийся для обозначения отличия «социального пола» от биологического пола. Впервые введен Гейл Рубин (1975), в начале 80-х годов использовался феминистками для выделения социального аспекта различия полов и, оставаясь во многом дискуссионным, стал основой нового этапа развития теории феминизма, внося существенные изменения в теорию пола. В современных концепциях этот термин подчеркивает специфическое устройство и функционирование биологического аппарата человека (хромосомный, химический (гормональный) состав и анатомическое строение мужчины и женщины), который зависит не только и уже не столько от биологических естественных закономерностей, сколько от культурных стереотипов.

Гендерные стереотипы — ценностные характеристики указанных различий в данной социальной среде в данный исторический период. Они представляют собой особенности восприятия социально-половых ролей и выражаются понятиями «мужественности», или маскулинности, и «женственности», или фемининности. Гендерные стереотипы усваиваются, как считают исследователи, начиная с раннего детского возраста в процессе социализации, т.е. усвоения господствующих в данной культурной среде представлений о правильном поведении, распределении способностей и обязанностей и т.д. Традиционное воспитание оказывается, таким образом, сексистским (от англ. sex), т.е. принимающим фундаментальную иерархию половых ролей, и направленным на включение индивида в определенную — гендерную — социальную категорию. Можно выделить, во-первых, эссенциалистское понимание гендерных различий: гендер как «социальное» обозначение биологического пола (например, гендерные концепции полоролевой стратификации). И во- вторых, конструктивистское понимание, функционально ориентированное на гендерную идентичность — самоопределение человеком себя как мужчины или женщины с соответствующими правами и обязанностями — и одновременно на гендерные роли. Реализация этих представлений на уровне общественного распределения ролей определяется не биологическими, а символическими, языковыми, культурными факторами. Новейшие концепции гендера основываются, как правило, на психоанализе Лакана, согласно которому не может быть и речи о цельном субъекте и однозначно фиксируемой идентичности. Субъективность, с точки зрения Лакана, на идеи которого опираются многие теоретики постфеминизма, изначально осознается как расщепленное, как бесконечное желание, и доминирующей составной частью его является не реальная, как это было в классическом психоанализе Фрейда, а символическая и воображаемая сущность. Однако выводы из этих ставших базовыми положений — разные. Так, Юдит Батлер понимает гендер как перформацию (образование, создание) идентичности в данный момент у данного субъекта под влиянием определенных социальных стереотипов, выполняющих функцию символического. Э. Гросс, ее оппонент, рассматривает гендер как метафору сексуальной дифференциации, не поддающуюся определению или идентификации. Тереза Де Лауретис в поворотной для гендерных исследований книге «Технологии гендера» (1987), основываясь в большей степени на идеях М. Фуко, считает гендер социальной конструкцией, репрезентацией или скорее составным эффектом дискурсивных и визуальных репрезентаций, которые являются продуктом различных общественных институций: не только семьи, системы образования, масс-медиа, медицины или права, но также — что менее очевидно — языка, искусства, литературы, кино и научной теории.

Гендерные исследования, т.е. исследование пола как феномена культуры с точки зрения возникновения гендерных стереотипов, их экономической обоснованности и социальной локализации, охватывают практически все направления гуманитарного знания: историю, экономику, социологию, психологию и т.д. Их отличает предметная междисциплинарность, сочетание различных методов, фокусированный интерес к индивидуальному, практическая ориентированность.

Отношение феминизма к гендерным концепциям и самому понятию гендер неоднозначно: некоторые считают, что это понятие и основанные на нем исследования отвлекают внимание от женских проблем и даже ставят под сомнение справедливость выделения особых характеристик «женского». В США тендерные исследования получили статус официальной учебной и научной дисциплины, обязательной для специальностей социального управления.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 100-101.

Понятие: